Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.
Какими бывают эмоции?
Эмоции – это внутренние переживания человека.
Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные. Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания. Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей). Негативные эмоции:
- эмоции разрушения — гнев, злоба, агрессия
- эмоции страдания — боль, страх, обида.
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей разнообразны, к наиболее распространенным из них можно отнести:
— обычную детскую ревность, обиду, зависть;
— ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;
— ребенок охраняет свою личную территорию;
— страх разлуки с родителями;
— чрезмерный родительский контроль;
— недостаток внимания;
— переутомление;
— неуважение личности ребёнка;
— запрет на физическую активность;
— Нагрузка от компьютера или телевизора.
— тяжелый эмоциональный климат в семье.
Профилактика стресса у детей дошкольного возраста
Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день позволять им сидеть в тишине.
Как взрослые, так и дети нуждаются в личном пространстве. А собственная комната или свой отдельный детский уголок после трех лет просто необходимы К сожалению не каждая семья может позволить выделить отдельную комнату своему ребенку, где он может закрыть дверь, спокойно заняться своими делами.
Поэтому предлагаем вам в домашних условиях создать зону, где у ребенка появится возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, снять стрессовую ситуацию, например, ссора с братом, сестрой. Это место, где ребёнок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
Как выглядит уголок уединения.
Уголок уединения должен быть небольшого размера. Он, скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется.
Изготовить такой мини-домик можно в виде шатра, ширмы, палатки.
Самое главное, чтобы он был небольшого размера с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки.
Может он быть в виде домика, где будут висеть красивые занавески. Он может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.
Что можно положить в уголок, чтобы избавиться от отрицательных переживаний:
- Подушки — поплакушки (чтобы выплакаться).
- «Стаканчик гнева», Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
- «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Ребенок вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
- «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся, например братья становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны и миряться
- Зеркало для хорошего настроения. Когда мы замечаем, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
- Ведерки для страхов. Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
- Мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
Что можно положить, чтобы поднять настроение и самочувствие:
- Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа (когда ее одеваешь, становишься невидимым), волшебные башмачки, палочка — выручалочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
- «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
- «Подушка-обнимашка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу.
- стульчик доброты. На нем можно отдохнуть, побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
- Ребенок рассказывает о своем хорошем поступке и кладет фишку в специальную коробочку. А в конце недели или месяца, вы смотрите сколько хорошего произошло с ним за это время.
Детям очень нравится сама идея уединения. Он учит их не только отслеживать свое настроение, но и управлять им.