«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей.
Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В. А. Сухомлинский
«Если ребенок ошибается, ему больше нужна помощь, чем выговор или наказание».
Марва Коллинз
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.
Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают
участие подобно музыкантам одного оркестра.
ЗПР означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее по сравнению с принятыми возрастными нормами. То есть такие психические процессы, как память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Причины ЗПР:
- медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания);
- психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье).
Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.
Важно, чтобы ребенок с ЗПР посещал коррекционную группу, где он получит квалифицированную помощь. Правильно подобранные методы воспитания и обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ЗПР окажут положительное влияние на динамику их развития. Кроме того, родители могут получить консультацию по проблемам развития их ребенка. И с учетом этих рекомендаций организовать деятельность ребенка дома.
Специалисты, которые могут Вам помочь:
- врач-невролог, психоневролог
- учитель-дефектолог
- педагог-психолог
- учитель-логопед.
- воспитатель
Развитие умения общаться с детьми:
- Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
— контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку;
— не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
— выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
-проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.
2.Изменение психологического микроклимата в семье:
— уделяйте ребёнку достаточно внимания;
— проводите досуг всей семьёй;
— не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
3.Организация режима дня и места для занятий:
— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
— избегайте по возможности больших скоплений людей;
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
— Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.
4.Специальная поведенческая программа:
— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;
— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
-не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.
Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями
материал подготовлен
учитель-дефектолог
Дёмкина Анастасия Евгеньевна