Уважаемые педагоги, предлагаем Вам примерный перечень для оформления центра «Музыка» в групповых помещениях.
- При оформлении центра «Музыка» нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
- Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
- В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
- Обычно на стенах вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
- В «Центре музыки»должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки.
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.
При подборе оборудования, нужно учитывать возраст детей.
Что же должно находиться :
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр :
— мягкие игрушки;
— мягкие музыкальные игрушки;
— куклы — неваляшки,
— образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т. п.)
- Образные пособия :
— Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)
— Музыкально — дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала
«Птицы и птенчики»,
«Кукла шагает и бегает»,
«Угадай на чем играю?»,
«Повтори звуки»,
«Где мои детки?»,
«Что делают дети?»,
«Сложи песню по ритмическому рисунку»,
«Догадайся кто поет»,
«Тише — громче в бубен бей»,
«Назови песню по картинке»,
«Чудесный мешочек».
— Иллюстрации:
пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками ( изображение различных музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и т. д.)
всевозможные картинки:
- книжки-малютки «Мы поем»,
- музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
- иллюстрации по теме «Времена года»,
- иллюстрации из «Музыкального букваря»,
- иллюстрации музыкальных инструментов,
- картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах,
- альбомы «Мы рисуем песенку»или «Мы рисуем и поем»с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,
- альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира»,
- графическое пособие «Эмоции»(карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений.
- Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала :
— всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т. д.);
— шелестящие инструменты:
— скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»;
— металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов;
— скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на неё пробками от газированной воды и т. д.
- Технические средства
Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка.
- Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголке ряженья косыночки матрешек, фартучки и т. д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.