Дифференциация звука [ш] [с]
Если ребенок длительное время не произносит нужный звук или заменяет его другим (например Ш заменяет на С или Р на Л ), то в дальнейшем –после постановки и автоматизации звука – может наблюдаться неустойчивое употребление звуков в разных словах в силу их недостаточной дифференциации.
Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного проговаривания звуков, оказываются сформированными, но нет умения выбирать нужный звук, вследствие чего они и смешиваются. Ребенок в одних словах может употреблять звук правильно, а в других – по-прежнему заменяет его.
В таком случае необходимо начать работу по дифференциации
смешиваемых звуков:
1.Отчетливое проговаривание слогов и слов;
2.Заучивание пословиц и поговорок, стихотворных тестов, включающих смешиваемые звуки;
3.Повторение словосочетаний и предложений.
Одним из важнейших условий эффективности задания по дифференциации звуков является постепенное и систематическое повышение темпа выполнения речевых заданий. От неторопливого произношения слогов и слов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому, а затем к ускоренному проговариванию словосочетаний, предложений, скороговорок со смешиваемыми звуками.
Учитывая тесную связь между развитием речи и мышлением, некоторые из предлагаемых мной заданий направлены на развитие и активизацию всей познавательной деятельности ребенка: восприятие, внимание, памяти, логического мышления.
Например, в игре «Доскажи словечко» развивается у детей внимание при прослушивание стихотворного текста. При этом они учатся подбирать слова, близкие по звучанию и подходящие по смыслу.
Во время отгадывания загадок развивается наблюдательность, образное и логическое мышление.
В задание «Скажи наоборот» укрепляется умение подбирать антонимы к словам, обогащается и активизируется словарный запас.
Повторение пословиц и поговорок закрепляет правильное употребление звуков в самостоятельных речевых высказываниях.
В старшем дошкольном возрасте чаще всего встречаются смешивание звуков С-Ш; Л-Р.
пример дифференциации звуков С-Ш:
1.Четкое произношение изолированных звуков («песенка водички» с-с-с-с-с; «песенка воздушного шарика» ш-ш-ш-ш-ш), объяснение и показ положения органов артикуляционного аппарата, графическое изображение -Ш ; -С, название звука, демонстрация буквы, показ картинки.
2.Отгадывание загадок, ребенок отгадывает загадку, находит картинку – отгадку. Например: «Живёт под крылечком, хвост колечком»(собака); « Сама не ем, а людей кормлю» (ложка).
3.Речевая игра «Доскажи словечко»; «Он соло пел среди ветвей, его назвали …(соловей)»; «В нашем доме на окошке сидят серенькие … (кошки)».
4.Речевая игра «Скажи наоборот»; «Трава низкая, а дерево…(высокое)»; «Ручей узкий, река…(широкая)».
5.Настольная игра «Четвертый лишний» (Какое слово лишнее?) «Сапоги, шуба, босоножки, кроссовки»; «Собака, лиса, кошка, лошадь»
6.Многократное произношение слов, контролируя четкое произношение звуков С-Ш. Сушка, старушка, сушилка; шелест, шерсть, машинист.
7. Многократное повторение словосочетаний, постепенно убыстряя темп. «Сосновые шишки; весёлый малыш; шумный класс; сухие сушки; пушистая кошка».
8.Повторение чистоговорок, Ша-ша-ша-Саша моет малыша; Су-су-су-воздушный шарик я несу.