Упражнения для развития фонематического восприятия.
✅Хлопай в ладоши и считай до пяти (восьми, десяти);
✅нарисуй столько кружочков, сколько раз я хлопну;
✅закрой глаза, послушай и повтори: ау, ууа, ио, иау, иа;
✅назови первый звук: ау, иа, ои; последний звук: аи, ауо, ау; второй звук: иа, ауа, оои;
✅игра «Поймай звук». Взрослый называет ряд звуков, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук, например, [л]: [м], [н], [л], [в], [р], [л], [л], [д], [л]…. Произносить надо четко;
Затем в слогах: ма, ка, ла, ва, ло, то, ро, до, вы, ры, мы, лы,..;
Аналогично в словах: лото, нора, ванна, забота, лапка, радуга,.;
✅выбери картинки, которые: начинаются со звука: [а] ([у], [м], [в] и т.д.); начинаются со слога: та (лы, во, су и т.д.)
✅определи последний звук в словах и напечатай нужную букву: глаза, лицо, губы, рос, мох;
✅определи одинаковый звук в словах: бабочка, барабан, булка, батон;
✅игра «Исправь меня». Взрослый называет слово правильно и неправильно, а ребёнок хлопает в ладоши, когда слово сказано верно.
Машина, яблоко, конфета
мафына, ябоко, кофета
масына, ябьяка, конфета
машина, яблоко, касета;
✅придумай слова на заданный звук, например, [т] в начале слова, в середине и в конце слова;
✅запомни слова со звуком [в] ([а], [м] и т.д.), которые встретятся в сказке;
✅игра «Добавь звук». Какое слово получится, если добавить звук, например, [к] в конце слова: вол – волк, рыба – рыбак, завтра – завтрак, пар – парк;
✅игра «Отними звук». Какое слово получится, если убрать первый звук: косы – осы, крот – рот, смех – мех;
✅игра «Вставь пропущенный звук». Вставить звук, например, [л] так, чтобы он стал вторым в слове: кок — клок; пот — плот; бок — блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ.
материал собран и оформлен учителем-логопедом Борискиной Л.А.