Консультация для родителей на тему:
«Леворукий ребенок»
подготовила : Антонова Н.В
Уважаемые родители!!!
Будьте внимательны к своему ребенку, обращайте внимание на то,какой рукой ваш ребенок больше всего рисует, кушает, пишет.
Левшей можно назвать «зазеркальными» детьми, так как мир правшей предстает для них ассиметричным, как в зеркале. Об этой необычности написал Льюис Кэрролл удивительную сказку «Алиса в стране чудес». Мало кто знает, что эта книга написана математиком-левшой, специально для 6-летней леворукой девочки Эллис Лидл и не предназначалась для широкого круга читателей. Автор не предполагал, что рассказанная им история мира наоборот, где часы идут справа налево, близкое оказывается далеким и т.д. станет любимой книгой детей и взрослых разных поколений. Он просто хотел поделиться эмоциями, в игровой форме выразить свое восприятие мира. Родителям вместе с детьми стоит прочитать это произведение, чтобы лучше понять своего ребенка – левшу. Если леворукому ребенку не оказать помощь в адаптации к окружающему миру, то он будет чувствовать себя в системе образования, созданной для правшей, как ребенок в заколдованном мире, где ему все чуждо. Поэтому обязанность взрослых – помочь ребенку приспособиться к праворукой среде, сделать так, чтобы процесс обучения протекал безболезненно.
Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушарие. У правшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга происходят некоторые изменения, и левое полушарие становится слабее, а правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае основной является левая рука.
Следует отметить, что у левшей лучше развиты также левая нога, глаз, ноздря, ухо. Специалисты утверждают, что левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих сверстников.
Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям. Ребенок становится капризным, раздражительным, беспокойно спит, может снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли, постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции: нервные тики, энурез, страхи, заикание.
Итак, левшу не надо переучивать в правшу, ведь полушария головного мозга не поменяешь местами. Правое полушарие отвечает за эмоции, образы, чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов, художников, поэтов, артистов. У них развито абстрактное мышление, им трудно логически рассуждать. Они лучше воспринимают музыку, шумы. Такие дети быстро перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них интуитивное, спонтанное. Речь обычно сопровождается мимикой, жестикуляцией. Они интуитивно ориентируются в окружающем мире, используют предчувствия, представления, наглядные жизненные примеры. Среди левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев – левша. Таблицу химических элементов он увидел во сне.
Конечно, при развитии и обучении леворукие дети испытывают определенные трудности. Сложно праворуким родителям и воспитателям обучать такого ребенка. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помочь таким малышам не чувствовать себя «неправильными», не такими как все.
У ребенка – левши часто бывают проблемы с речью: задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения. Давно известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и разгибание пальчиков. Очень полезны для тренировки различные пальчиковые игры. Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». В настоящее время выпускается много специальной литературы с такими играми. Эти игры нужно проводить, работая поочерёдно с пальцами обеих рук.
Для развития мелкой моторики рук также полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус. Пусть дома ваши дети побольше рисуют, лепят, конструируют, вырезают. Кстати, для левшей сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка правильно пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать. Бумага у них не режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.
Трудности возникают у леворукого ребёнка при письме. Левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно. Не следует требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что для левшей освещение должно быть с правой стороны. Правильно организуйте рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное отображение, то есть ребёнок пишет и читает справа налево, как в арабской грамоте. Можно предположить, что её создатели были леворукими.
Но такие ошибки возникают только в начальном периоде обучения грамоте и довольно быстро проходят. Так что надо быть терпеливыми и внимательными к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.
Хотелось бы посоветовать родителям, не подчёркивать леворукость ребёнка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Главное – это вселить в своего ребёнка уверенность в его полноценности. Задача взрослых – создать благоприятные условия для полноценного развития маленького человечка, такого особенного и наверняка творческого и очень талантливого.
Как вести себя родителям левши?
• Не относитесь тревожно к леворукости вашего ребенка, не проявляйте негатива. Иначе тревожность передастся и ребенку. Он может почувствовать себя ущербным, «каким-то не таким», взрастит в себе кучу комплексов и будет идти по жизни с заниженной самооценкой.
Всячески старайтесь поощрять успехи и достижения вашего чада, хвалите его (левши очень чувствительны) и настраивайте на дальнейшие победы. Малыш должен верить в свои силы!
• Постарайтесь создать левше максимально удобный, уютный уголок для учебы, работы и творчества. Ключевое слово – «удобный»: освещение с нужной стороны, мебель, полки и тумбочки – слева, нужные вещи – всегда под левой рукой. Благо в наше время многое можно сделать под заказ. Не пожалейте на это денег, пусть ваш ребенок чувствует себя дома в своей тарелке.
• Для левши очень важен комфортный климат в семье. Ссоры и скандалы наносят таким детям сильный урон ввиду их повышенной чувствительности. Дом и семья для них должны быть надежным тылом.
• Внимательно отнеситесь к детскому садику и школе, в которые пойдет ваш малыш. Обязательно предупредите воспитателя и педагога, что ваш ребенок левша. В детском саду акцентируйте внимание, что вы ребенка не переучиваете, и попросите воспитателя не делать этого. В начальной школе попросите педагога проследить за тем, чтобы дети не проявляли негатива к его леворукости.
• Если ребенок задает вопросы о леворукости, или интересуется, почему мама и папа правши, а он левша, спокойно объясните ему причины. Подкрепите свой рассказ положительными примерами (например, о том, что его прадедушка, был сильный, смелый, умный и т.д. – и тоже был левша), расскажите о талантливых и известных людях-левшах: художниках, композиторах, познакомьте ребенка с их произведениями, покажите картины.
• Сформируйте у малыша положительное отношение к леворукости. Пусть он гордится своим отличием от большинства.
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА-ЛЕВШУ:
• Не пытаются скрыть свои насмешки по поводу того, что ребёнок отличается от многих, в основном всё делая при помощи одной левой руки.
• Лишний раз подчеркивают всё это при знакомых или посторонних людях.
• Делают всё возможное, чтобы переучить ребёнка писать правой рукой и наказывают, когда он не поддается обучению.
• Стараются доводить его до слез и вызывают своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
• Стремятся довести его талант до совершенства, всё время предъявляя к нему завышенные требования.
• Создают такую обстановку для ребёнка в своей семье, чтобы его самооценка понижалась с каждым днём, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и ненужным.
• Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или синдрома заикания у малыша.
Список используемой литературы
1.https://sad14gomel.schools.by/class/11750/news/927812
2 http://tmndetsady.ru/dlya-vas-roditeli/news8954.html
3 http://tmndetsady.ru/dlya-vas-roditeli/news8954.html