Консультация для родителей
«Играя развиваем речь детей»
Подготовила :
Воспитатель 1КК
Антонова Надежда Владимировна
Уважаемые родители!!!
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет взрослый а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…»; — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…».В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значитих можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?»,так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.
Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:
— «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)»
Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребенок ее заканчивает: «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребенок: «…курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика» — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.
«Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
«Бюро путешествий»
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществить то, что в действительности ему еще недоступно.
В игре формируются основные личностные качества.
Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.
1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.
2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.
3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.
4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.
5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.
6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.
7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:
— тема игры должна отображать интересы ребенка;
— не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
— руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
— взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения;
— взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
— взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
И напоследок, игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Первоначальный источник:
Интернет ресурс:
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi
https://86ds7-nyagan.edusite.ru/p335aa1.html