Дорогие родители, все мы осознаем важность развития своего ребенка, в том числе и развития коммуникативных навыков. (общения, социализации), развитие речи….Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым!.Много советов даем мы вам, но есть простые, удобные в быту подсказки. и сегодня я поделюсь некоторыми.
Развитие коммуникативных навыков.
— Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
— разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
— беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т. д.);
— наблюдения за погодными изменениями;
— совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.
Развитие речевой моторики.
Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения:
«Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.
«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части, приняв форму «чашечки» — «кружечки».
«Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать
15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
«Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.
«Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается
(к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.
«Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.
«Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.
Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Развитие мелкой моторики.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
— Массаж руки: растирание, разминание и т. п.
— Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором и т. п.
— Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
— Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
— Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка,
та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т. д.)
— Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» — санки, самокат, сапоги и т. п.
— Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т. д.
Развитие навыков словообразования, словоизменения.
Развитие словарного запаса.
Игры, упражнения, задания.
«Один – много»: окно – окна, ухо – уши и т. п.
«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т. п.
«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …
«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.
«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»
Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.
Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».
В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Что необходимо делать дома:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание
на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить
у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили,
что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться
к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали!
Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам
Расскажи мне, что с тобой.
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Все в ваших руках и на ваших устах.
С уважением, Лариса Анатольевна