Консультация для родителей
о гендерном развитие ребенка 3-4 лет
Составлен воспитателями группы
Борискиной Л.А., Налетовой Е.А.
«Мальчик и девочка — два разных мира»
Установлено, что именно в период дошкольного детства происходит
принятие гендерной роли: к возрасту 3 лет дети начинают понимать, что
они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим
образом.
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям
становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся
мужчинами, а девочки — женщинами и эта принадлежность к полу не
изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.
Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать
одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они —
будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.
Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в
дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по
незнанию. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста
не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному
полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в
семье и детском саду.
Особенности развития мальчиков:
— У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в
распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и
структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
— У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.
— Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни
переносятся тяжелее.
— Физически сильнее.
— Ориентируются на дальнее зрение.
— Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 –
6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности.
— Смелее.
— Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
— У мальчиков по величине больше легкие.
— Крови на пол литра больше, чем у девочек.
— Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма
менее насыщенная.
— Себя зачастую изображают на фоне машин.
— Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются
незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета.
— Более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты.
Особенности развития девочек:
— Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой
деятельности, письма, счета и логического мышления.
-Девочки дышат грудью.
— Большая выносливость. Более крепкое здоровье.
— Физически слабее.
— Организм лучше сопротивляется болезням.
— Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.
— Быстрее утомляются.
— Чувствительны к шуму.
— Кожная чувствительность выше.
— Ориентируются на ближнее зрение.
— Менее подвижны. Более усидчивы.
— У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.
— Отдают предпочтение: чёрному, синему, красному, жёлтому, коричневым
цветам.
— Любят рисовать себя в фате. Рисуют себя с четко выделенными ресницами
и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты.
— Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее.
— Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в
речи. Более эмоциональны.
— Уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков; они
лучше разбираются в отношениях персонажей.
Рекомендации родителям:
• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или
девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций.
Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно
очень любить.
• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример
другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно
старше ровесников-мальчиков.
• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков ( а
мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и
сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.
• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к
ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают.
Сначала разберите, в чем ее ошибка.
• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не
может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы
отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по
незначительным поводам из-за усталости (истощение правого
«эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются
интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического»
полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
• Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов
нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь
списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы
родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
• Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — нормальное
положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно
самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в
знаниях.
• Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.