Проект «Азбука здоровья»
Подготовили:
Воспитатель ВКК
Борискина Л.А.
Актуальность:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социальнодемографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Россиян сейчас умирает так много, а рождается так мало, что, по сути, каждый ребенок является достоянием страны. Тем более что здоровье детей ухудшается год от года. Ученые утверждают, что у нас абсолютно здоровы только 3 %.В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками.Здоровье как общественная проблема охватывает комплекс медикобиологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. В этой связи закономерно, что дошкольное образование в последние годы тоже повернулось лицом к данной проблеме, ведь от состояния здоровья детей напрямую зависит благополучие любого общества. Если на сегодняшний день у 80% детей дошкольного возраста наблюдаются какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер, а к моменту окончания школы их число увеличивается до 90 и более % (по сведениям РАМН). Соответственно под угрозой оказывается всё взрослое население общества, поскольку ослабление здоровья подрастающего поколения в геометрической прогрессии угрожает здоровью последующих поколений.Выдающийся педагог Я.А.Коменский ещё в свое время заметил: «Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» Дошкольники в этом отношении являются наиболее перспективной возрастной категорией. К сожалению, состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается, не смотря на усилия родителей, медиков, педагогов.Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.Целью работы по организации здоровьесберегающей среды стало повышение школьной готовности детей к усвоению общеучебных умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я — мое поведение – окружающий мир»; развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей.Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей через занятия, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Концептуальность:
Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В.А.Сухомлинского:«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Мы уверены в том, что здоровье ребенка напрямую зависит от выполнения, причем качественного, своих должностных обязанностей и «теплого» отношения к сохранению здоровья каждого ребенка.Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект “Азбука здоровья” для работы с детьми старшего возраста.
Проблема:Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей и приобщения детей к здоровому образу жизни.
Обоснование проблемы:
— неосведомленность родителей о важности здорового образа жизни, совместной двигательной деятельности с детьми.
— недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста.
— невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Гипотеза проекта: Применение здоровьесберегающих технологий, обучение детей правилам здорового образа жизни, пропаганда ЗОЖ среди родителей и совместная работа семьи и детского сада помогут воспитать здоровое поколение.
Цели проекта:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Развитие потребности ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.
- Обучение детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
- Устанавливать тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании здорового образа жизни.
- Повышение стремления родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
- Развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.
Задачи проекта:
- Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
- Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
- Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
- Обогащать представления детей о строении тела человека и его функциях.
- Обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.
- Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью.
Этапы реализации проекта:
- Этап – подготовительный
— Беседа с детьми по теме проекта.
— Диагностика детей.
— Обсуждение цели и задач, обоснование, предсказание путей реализации проекта со всеми участниками проекта.
— Подборка и изучение необходимой литературы.
— Подборка материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.
- Этап — основной
— Внедрение в воспитательно–образовательный процесс инновационных и эффективных методов и приёмов по расширению знаний о здоровом образе жизни.
— Заготовка материалов для создания огорода на окне, посев и семян и посадка растений, уход за ними.
— Выставка детских работ / рисунки, лепка / «Что мы вырастили».
— Создание фотоальбома «Как мы потрудились».
— Уточнение представлений детей о том:
что такое здоровье и как его сберечь;
что такое внутренние органы, для чего они работают;
что такое режим, гигиена и закаливание;
что такое витамины, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
что такое полезные и не полезные продукты;
какая бывает вода;
какие бывают болезни, что их вызывает, что такое микробы и вирусы;
как предупреждать болезни, некоторые правила оказания себе первой помощи;
что такое аптека, для чего она нужна;
что такое лекарственные растения, лекарственные растения нашего края.
— Разработка и накопление методических материалов, разработка консультаций по теме
проекта.
- Этап — заключительный
— Обработка результатов по реализации проекта.
— Итоги диагностики.
— Выставка книг, памятки.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Создать необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о здоровом образе жизни, развитии у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Повысить заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о здоровье детей и взрослых.
Привлечь родителей к реализации проекта.
Качественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:
— что такое здоровье и как его сберечь;
— что такое внутренние органы, для чего они работают;
— что такое режим, гигиена и закаливание;
— что такое витамины, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
— что такое полезные и не полезные продукты;
— какая бывает вода;
— какие бывают болезни, что их вызывает, что такое микробы и вирусы;
-как предупреждать болезни, некоторые правила оказания себе первой помощи;
— что такое аптека, для чего она нужна;
— что такое лекарственные растения, лекарственные растения нашего края.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители, узкие специалисты ДОУ, студенты Формы проведения: непосредственная образовательная деятельность, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.
Продолжительность проекта: 9 месяцев
Реализация проекта в работе с детьми:
Ежедневная профилактическая работа
Создание системы двигательной активности в течение дня:
— утренняя гимнастика (ежедневно);
-профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
— гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»;
— воздушное закаливание;
— прогулки с включением подвижных игр;
— физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
— эмоциональные разрядки, релаксация;
— ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение).
Профилактическая работа в течение года:
— оздоровительная площадка;
— рациональное питание;
— профилактика заболеваемости (ароматизацию помещений (чесночные букетики), чесночно-луковые закуски, салаты из свежих овощей и фруктов, использование оксалиновой мази перед прогулками в зимне-весенний период);
— упорядочение режима дня, проведение занятий на свежем воздухе, регулярные физкультурные занятия с использованием разнообразного спортивного инвентаря;
— организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Беседы, чтение художественной литературы:
- «Беседа о здоровье, о чистоте». Решение проблемных ситуаций;
- «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу»;
- Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры);
- «Что вкуснее таблетки или овощи?»;
- Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании;
- Блиц-опрос детей «Что я знаю о здоровье?»;
- Беседы «Лекарственные растения», «Чтобы быть здоровым», «Здоровая полноценная пища»;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни;
- Заучивание пословиц, поговорок о здоровье;
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Вовкина победа» А. Кутафин и др.
НОД:
- «Овощи и фрукты»;
- «Сколько овощей на грядке»;
- «Наши защитники: кожа, волосы и ногти»;
- «Для чего человеку нос?»;
- «Самая быстрая улитка в мире» (органы слуха человека);
- «Чудесное яблоко» или «Зеркало души»;
- «Наши умные помощники — органы чувств»;
- «Для чего человек ест?»;
- «Как сохранить зубы здоровыми?»;
- «Что такое витамины?»;
- «Посадка лука для зелени»;
- «Превращения воды»;
- «Как стать сильным?»;
- «Лекарственные растения»;
- «Советы Айболита»
Игры:
- Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».
- Дидактические игры: «Что лишнее?», «Съедобное — несъедобное», «Опиши, мы отгадаем» и др.
- Организация на воздухе подвижных игры «Делай, как я», «Ловишки в кругу» и т. д.
Работа с родителями:
- Консультации (Воспитание здорового ребёнка, памятки, рекомендации).
- Выпуск газеты для родителей «Ваше здоровье».
- Оформление копилки «Бабушкины рецепты».
- Викторина «Если хочешь быть здоров».
- Фотовыставка «Я учусь быть здоровым».
Составление кроссвордов о здоровье (спорт, витамины, правильное питание).
- Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.
- Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов».
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
- Выставка рисунков «Я учусь быть здоровым».
- Ярмарка «Урожай» (поделки из овощей и фруктов).
- Индивидуальные проекты – презентации «Как я забочусь о здоровье своего ребенка».
Перспективный план реализации проекта «Азбука здоровья»
Сентябрь
- Консультации для родителей (воспитание здорового ребёнка, памятки, рекомендации).
- «Беседа о здоровье, о чистоте». Решение проблемных ситуаций.
- Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
- «Овощи и фрукты» — рисование.
Ц е л и. Закрепить представления о полезных для здоровья продуктах. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование. Муляжи овощей и фруктов, натюрморты, альбомный лист, краски.
- «Главный моторчик нашего тела».
Цели. Формировать у детей представления о значении сердца в организме человека.
Познакомить со способами тренировки сердца. Учить обращать внимание на состояние своего здоровья.
Материалы и оборудование. Схема кровообращения человека.
Литература. «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с.27.
Октябрь
- Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни.
- Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании.
- «Сколько овощей на грядке» — аппликация.
Ц е л и. Закрепить представления о полезных для здоровья продуктах. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование. Муляжи овощей и фруктов, натюрморты, пластилин, стеки.
- Ярмарка «Урожай» (поделки из овощей и фруктов).
- «Наши защитники: кожа, волосы и ногти».
Цели. Подвести детей к пониманию роли кожи, ногтей, волос в жизни человека. Освоить информацию о том, что кожа – помощница в познании окружающего мира. Развивать навыки детей по уходу за кожей, ногтями, волосами. Дать знания об оказании первой помощи при повреждениях кожи.
Материалы и оборудование. Теплая и холодная вода в стаканах, знакомые детям предметы для игры «Волшебный мешочек», мнемотаблица «Функции кожи».
Литература. Н.О. Сизова «Валеология», с.25-30, «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с.26.
Ноябрь • «Для чего человеку нос?».
Цели. Познакомить детей с важным органом обоняния — носом. Учить бережно относиться к своему здоровью.
Материалы и оборудование. Модели для объяснения функций носа (фильтр, печка).
Литература. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 220-221.
- «Самая быстрая улитка в мире» (органы слуха человека).
Цели. Познакомить с важным органом чувств — ухом. Дать понятие о его функциях.
Рассказать, как работает слуховой аппарат, как важно соблюдать гигиенические правила;
объяснить, что ухо — очень чувствительный и нежный (ранимый) орган, от состояния которого зависит благополучие человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Материалы и оборудование. Схемы строения слухового аппарата человека, схематичные изображения полезного и вредного для ушей.
Литература. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 204-205.
Декабрь • «Чудесное яблоко» или «Зеркало души».
Цели. Познакомить с органом чувств — глазом и его основными функциями. Продолжать учить способам снятия напряжения с глаз, глазной гимнастике.
Материалы и оборудование. Схемы строения глаза человека, схематичные изображения полезного и вредного для глаз.
Литература. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 197-198.
- «Наши умные помощники — органы чувств».
Цели. Сформировать у детей представления о способах познания окружающего мира.
Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств. Развивать умение понимать мимику человека.
Материалы и оборудование. Модели органов чувств, реквизит для игр «Узнай по запаху», «Узнай на вкус», «Какой инструмент звучит?»
Литература. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 225-231.
Январь
- Викторина «Если хочешь быть здоров».
- «Для чего человек ест?»
Ц е л и. Сформировать у детей представления о том, что пища необходима для жизни человека, и об основных органах пищеварения. Развивать познавательный интерес к строению человеческого организма.
Материалы и оборудование. Схема пищеварения человека.
Литература. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с.353-354.
- « Как сохранить зубы здоровыми?»
Цели. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за полостью рта и зубами. Учить делать выводы. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Материалы и оборудование. Схема строения здорового и больного зуба.
Литература. «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с.24.
- Сюжетно — ролевая игра “Кафе” Цели. Развитие потребности в полезной пище. Обогащение социального опыта. Воспитание навыков культуры поведения.
Феврал
- Беседа «Что вкуснее таблетки или овощи?»
- «Что такое витамины?»
Программные задачи. Познакомить детей с понятием «витамины». Формировать познавательный интерес к витаминам и их роли в жизни человека. Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью.
Материалы и оборудование. Мнемотаблица «Доктора природы», иллюстрации продуктов, содержащих витамины.
- «Посадка лука для зелени».
Ц е л и. Закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя модели. Сформировать представления о потребности растений в земле. Воспитать интерес к посадке растений.
Материалы и оборудование. Модель посадки лука, горшочек с землей, вода в лейке, лук.
Литература. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! с. 39.
- Фотовыставка «Я учусь быть здоровым».
- Экспериментальная деятельность “Превращения воды” Цели. Расширять знания детей о различных состояниях воды. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты. Воспитывать познавательный интерес.
Март
- Выпуск газеты для родителей «Ваше здоровье».
- «Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
Цель. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
- Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».
Цели. Закреплять представление о работе аптеки, поликлиники. Воспитывать уважение к представителям профессий доктора,медсестры, аптекаря (провизора).
- «Как стать сильным?»
Ц е л и. Вызвать у детей желание совершенствовать свои физические способности. Учить детей понимать, для чего нужны правила, побуждать к выполнению правил.
Материалы и оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, занимающиеся спортом.
Литература. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада, с.239-240.
Апрель • «Лекарственные растения».
Программные задачи. Познакомить детей с лекарственными растениями нашего края.
Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. Воспитывать осознанное отношение к употреблению в пищу лекарственных растений.
Игры. «Узнай целебную траву».
Материалы и оборудование. Иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, ромашка), засушенные растения, гербарий «Растения нашего края», гербарий лекарственных растений, лекарственные сборы, мнемотаблица «Доктора природы».
Литература. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет, с.44-47, «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с.27, Н.О. Сизова «Валеология», с.57.
- Консультация для родителей “Советуем посадить дома”.
- «Советы Айболита».
Цели. Закреплять знания детей о пользе здоровьесберегающих условий жизни. Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формированию представления о том, что в весеннее время особенно полезна витаминная пища и солнце. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Обобщать знания детей о закаливании. Развивать умение детей объяснять пользу гимнастики, закаливания, правильного питания.
Игры. «Порадуйся солнышку».
Материалы и оборудование. Мнемотаблица «Доктора природы», гербарий лекарственных растений.
Литература. «Дошкольная педагогика», апрель, 2007, с.27, Н.О. Сизова «Валеология», с.57, Система экологического воспитания в ДОУ. Сост. О.Ф. Горбатенко, с.74.
Май • «В поисках волшебного цветка Здоровья».
Цель. Вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье, помочь в развитии привычки ЗОЖ. Познакомить с основными витаминами и их полезными свойствами.
Материалы и оборудование. Письмо от Непослухи, волшебный цветок с надписями, коллаж «Уход за зубами», раздаточный материал для проведения игры «Зуб – неболейка», продукты (муляжи, картинки для игры «Витаминка», диск со слайдами «Остров Тётушки Совы», аудиозаписи, мешочек с предметами личной гигиены (расчёска, зубная щётка, паста, носовой платок, мыло, полотенце, сигнальные карты с изображением зубов «больной» и «здоровый», мольберт, компьютер, угощение – фруктовый шашлычок.
- Оформление копилки «Бабушкины рецепты».
- Праздник “Азбука здоровья” Задачи. Подведение итогов проекта “Азбука здоровья”. Воспитание чувства ответственности за своё здоровье и необходимости заботиться о нём. Создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.
В конце года дети показали следующие знания о здоровом образе жизни:
высокий уровень – 50% средний уровень – 40% низкий уровень – 10% Список используемой литературы
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).
- Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми).
- Ковалева Г. А. воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника).
- Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.
- Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М. : Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.
- Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).
Нормативно-правовое обеспечение
-Закон РФ «Об образовании»;
-Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным Постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора;
-Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к
-максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16;
-Устав образовательного учреждения;
-Конвенция о правах ребенка;
-Конституция РФ, ст. 38,41,42,43;
-Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003 г.
Приложения к проекту:
- Перспективный план реализации проекта.
- Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
- Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
- Потешки при умывании.
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Мяч и я – друзья».
- Загадки, пословицы, поговорки и стихи о спорте и здоровом образе жизни.
- Стихи про спорт и здоровый образ жизни.
- Пословицы, поговорки, загадки фольклор считалки о лекарственных растениях.
- Экологические игры.