Уважаемые мамы и папы!
Музыка, точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких, выразительных образах. Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Музыка способна вызвать у детей соответствующие эстетические переживания и помочь увидеть и прочувствовать эти переживания у героев литературных произведений.
Музыка и литература настолько тесно переплетены, что, знакомя детей с художественной литературой, порой, невозможно не говорить о музыке. И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Союз этих двух искусств — мощное средство для эстетического и нравственного воспитания, для развития фантазии и образного мышления. Очень многие литературные произведения для детей имеют свои музыкальные прочтения. Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют композиторам понять литературное произведение точно и глубоко. А иногда музыканту удается усилить его идейное звучание.
Как можно использовать этот неисчерпаемый ресурс на занятиях по чтению или в домашних условиях читая художественную литературу?
- Музыка может играть роль фона, эмоционально поддерживающего тему занятия. На подобных занятиях необязательно давать информацию о самой музыке и ее авторе. Достаточно назвать имя композитора и название прослушанных произведений. Это расширит кругозор детей, не слишком отвлекая их от основной темы. Такой прием может быть использован не только на занятиях, но и в домашних условиях.
- Вторым приемом использования музыки является иллюстрирование литературного произведения при помощи цитат из произведений музыкальных. Например, при знакомстве со «Сказкой о царе Салтане» А. С. Пушкина, можно прослушать фрагменты «Полет шмеля», «Арию царевны Лебедь» Римского- Корсакого.
- Следующим приемом использования музыки является анализ тех эпизодов, в которых музыка характеризует героя.
- Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др., игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Здесь помогут музыкальные иллюстрации и пьесы о животных, звучание музыкальных инструментов, на которых герои играют в сказке.
- Инсценирование и музыкальные игры-драматизации, основанные на литературном материале. Этот метод становится одним из средств развития детского. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
- Проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций, музыкально-литературные гостиные. Кроме того, концерт в форме литературно-музыкальной композиции — возможность для детей испытать себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие).
Организация восприятия детьми 5-6 лет литературных произведений в сочетании с музыкой требует соблюдения ряда условий.
- Творческая деятельность воспитателей и музыкального руководителя должна происходить совместно.
- Чтение педагогом литературных произведений должно быть выразительным, с соблюдением определением правил чтения.
- Развивающая среда группы должна помогать ребенку погружаться в литературное произведение, содействовать его пониманию, осмыслению.
- Необходимо осуществлять интеграцию разных видов искусства в литературном развитии ребенка- дошкольника.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что музыка и художественная литература во многом влияют на развитие ребенка, на формирование его личности, помогают ему духовно развиваться и совершенствоваться.
Консультацию подготовил:
музыкальный руководитель Конопелько Е.М. ВВК
первоначальный источник: интернет ресурс: https://multiurok.ru/blog/ispol-zovaniie-muzyki-pri-vospriiatii-starshimi-doshkol-nikami-litieraturnykh-proizviedienii.html