Уважаемые родители!
Предлагаем вам несколько идей, которые можно реализовать в пределах дома по тематической неделе «Животные разных континентов». Они помогут провести время с интересом и вам, и детям.
Цель:
Формировать у детей представления о животном и растительном мире жарких и холодных континентов – Африка, Антарктика.
Задачи:
- Формировать представления о многообразии континентов.
- Формировать представления о диких животных, об их умении приспосабливаться к среде обитания.
- Знакомить с разнообразием растительного мира. Формировать представления об особенностях приспособлений растений к условиям жизни.
- Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение, речь.
- Расширять кругозор детей.
- Воспитывать любознательность и любовь к природе.
Игровая деятельность
Д.И.: «Кто, где живет?», «Где, что растёт?», «Обитатели жарких стран», «Там, где были мы не скажем, а что делали- покажем», «Отгадай и назови», «Да-нет».
Д.И.: по ФЭМП
Игра «Будь внимательным»
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Прочтите детям стихотворение и попросите решить задачу.
СЕМЕЙКА
Шли слоны своей тропою,
Шли сквозь джунгли к водопою:
Папа-слон, слониха-мама,
Дед, слонище преупрямый,
Бабка, слонка-пятитонка,
И внучата, два слонёнка:
Слоник, маленький сынишка,
И его сестра, Слонишка.
Сколько шло к воде слонов?
У тебя ответ готов?
Т. Крюкова
Д.И.: по развитию речи
«ЧЕЙ МАЛЫШ?»
Цель: закрепить знания о диких животных, их детенышей, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.
Ход игры:
Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку. Слон (слоненок) и т.д.
«ЧТО УМЕЮТ ДЕЛАТЬ ЗВЕРИ?»
Цель: расширять в сознании смысловое содержание слова; учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.
Ход игры:
Дети превращаются в зверей. Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением животного.
— Я пингвин. Живу на севере. Люблю плавать, ем рыбу — Я тигр, бегемот, северный олень и т. д
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением животного, а дети должны назвать животное и подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме. Пингвин (пингвиненок) и т.д.
Животные севера. Животные жарких стран.
Рассмотри картинки, ответь на вопросы, составь и расскажи рассказ о животном.
Расширение словарного запаса детей:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: животные, детеныши, лев (львенок), верблюд (верблюжонок), крокодил (крокодильчик), обезьяна, зебра, носорог, бегемот, жираф (жирафенок), тигренок, слоненок; кенгуру, кенгуренок.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: жаркий, знойный, южный, опасный; большегривый, горбатый, короткошеий, толстокожий, длинношеий; ловкий, хищный, острые когти, мощные клыки, травоядный, пятнистый, зубастый, одногорбый, двугорбый, водоплавающий.
ГЛАГОЛЫ: охотиться, нападать, защищаться, подстерегает, набрасывается; полакомиться; лежать, плыть, нападать, глотать, жевать, ухаживать, кормить; носить, оберегать.
УПОТРЕБЛЯТЬ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Жираф – жирафы
Слон – слоны
Тигр – тигры
Зебра — зебры
Носорог – носороги и т.д.
ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Голова льва – львиная голова
Лапы тигра – тигриные лапы
Хвост обезьяны – обезьяний хвост
Горб верблюда – верблюжий горб
Хобот слона – слоновий хобот и т.д.
НАЗЫВАТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ:
У тигрицы – тигрёнок — тигрята
У львицы – львёнок — львята
У слонихи – слонёнок — слонята
У кенгуру – кенгурёнок – кенгурята и т.д.
СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩУСТВИТЕЛЬНЫМИ:
1 слон, 2 слона, 3 слона, 4 слона, 5 слонов
1 лев, 2 льва, 3 льва, 4 льва, 5 львов и т.д.
СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
Как называется?
Где живет?
Какое у него жилище?
Какой внешний вид?
Какие повадки?
Чем питается?
Как добывает пищу?
Какие у него враги?
Как защищается?
Как зовут детеныша?
Животные жарких стран и их детеныши (картинки) http://www.liveinternet.ru/users/valentinaw/post264919861
«Добавь словечко»
В Африке живут ловкие, хвостатые. (Обезьяны.)
В Африке живут большие, толстокожие. (Бегемоты.)
В Африке живут сильные, гривастые. (Львы.)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые. (Зебры.)
В Африке живут пятнистые, длинношеие. (Жирафы.)
А также выносливые, двугорбые. (Верблюды.)
И еще огромные, сильные. (Слоны.)
«Составь предложение» (слова перемешались, расставьте их по порядку)
Слон, джунгли, в, живёт – Слон живёт в джунглях
Зебра, охотится, тигр, на,хищный — …..
Черепаха, панцирь, под, крепкий — ………
Питается, листья, жираф, деревья — ………
Бегемот, вода, живёт, в — ………
«Четвертый лишний» (назови лишний предмет,
объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Слон, лев, собака, тигр
Крокодил, кенгуру, жираф, кошка
Заяц, зебра, кобра, пантера
Волк, лев, медведь, лиса
Морж, обезьяна, удав, дикобраз.
«Сосчитай» 1, 2, 5 (кого?) …
(согласование существительных с
числительными в роде, числе)
Один слон, два слона, пять слонов
(тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)
«Назови ласково»
(образование существительных в уменьшительной форме)
Слон – слоник, лев — лёвушка, черепаха, обезьяна, верблюд, бегемот, носорог, крокодил, кобра, леопард, дикобраз)
Дидактическая игра «Подбери признак» (не менее 5):
жираф (какой?) — _____________________________…,
зебра (какая?) -_______________________________…,
лев (какой?)- __________________________________,
бегемот (какой?)- ______________________________,
верблюд (какой?) — _____________________________ ,
слоны (какие?) -______________________________ … .
Отгадать и заучить загадки по выбору.
Изрисована лошадка, будто школьная тетрадка. (Зебра)
Ежик вырос в десять раз, получился… (Дикобраз).
Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф,
Не потому, что гордый нрав, а потому, что он… (жираф).
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Игра «Назови новое слово»
У жирафа длинные ноги – он длинноногий
У бегемота толстая кожа – он толстокожий
У крокодила острые зубы – он ………
У льва длинная грива – он ………..
У носорога короткие ноги – он ………
У тигра длинный хвост – он ……….
Игра «Назови детёнышей»
У львов – львёнок, львята
У слонов – слонёнок, слонята
У черепах – черепашонок, черепашата
У верблюдов – верблюжонок, верблюжата
У тигров – тигренок, тигрята.
У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.
Игра «Чей? Чья? Чьи?»
Голова льва? – львиная. Хвост льва? – львиный. Лапы льва? — ….
Уши обезьяны? — ….Хвост обезьяны? — …Голова обезьяны? — …
Лапы крокодила? — …Пасть крокодила? — …Хвост крокодила? — …
Горбы верблюда — верблюжьи … голова — ……… хвост — ………..
Панцирь черепахи – черепаший, голова — ……., лапы — ……….
Голова страуса – страусиная, яйцо — ……, перья — ……..
«Сравни этих животных» (образование сравнительной степени прилагательных)
Слон высокий,
а жираф ещё … (выше)
Бегемот тяжёлый,
а слон ещё …(тяжелее)
Лошадь выносливая,
а верблюд ещё … (выносливее)
Заяц прыгает далеко,
а кенгуру ещё … (дальше)
Речь с движением (Повтори и изобрази бегемота и его действия)
Посмотрите, бегемот
В жаркой Африке живёт
Целый день в реке сидит,
Корни ест он или спит.
Ночью он не будет спать,
Выйдет травки пощипать.
И затопчет все луга – тяжела его нога,
А потом опять поспать, заберётся в воду,
Так проходят его дни, так проходят годы.
«Сколько слогов в слове?» (прохлопывание слоговой структуры слов)
жи – раф
кен – гу – ру
лев (1 слог)
зеб – ра
бе – ге – мот
тигр (1 слог)
вер – блю – жа – та
но – со – рог
кро – ко – дил
Подберите по 5 слов с А, У, О, И, Ы, Э звуком ( в начале слова, в середине, в конце)
Игра «Составь схему»
Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.
Ход игры: Предложите детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы.
Напомните, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с
большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.
Например: Лев — хищное животное.
Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки.
Игра «Рассыпанные слоги»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный
запас по теме «Животные жарких стран».
Ход игры. Читаете детям стихи, они составляют слова из разрозненных слогов.
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе все кружились.
Так кружились и вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять!
Помоги гостей собрать:
АН-ТИ-ЛО-ПА-ДИ-КО-ДИЛ-КО-
КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-КО-РИЛ-НА-
МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ-Е-ГИ-МУР-ГО-ЛА-
ЛЕ-БРА-БРАЗ-ЖИ!
Из пособия Л. Гадасиной, О. Ивановской
Ответы иллюстрируют картинками:
антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.
Игра «Кто самый внимательный?»
Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать фонематический слух.
Ход игры: родители называют слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных.
Слова: жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра, папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай.
Текст для пересказа
КРАСАВИЦА
Это бегемот. Только не он, а она — бегемотиха. Зовут её Красавица. Её привезли из Африки. Бегемоты там живут в реке.
Едят траву по берегам, ныряют в тёплой воде. Пасть у бегемота огромная. Откроет — как чемодан. Весом бегемот — сто пудов.
А командует им в зоологическом саду худенький старичок. Плохо бегемоту зимой: он жару любит, тёплую воду.
Старичок греет ему воду для бассейна. Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.
Бегемот, если б захотел, прошёл бы через загородку — а не смеет: старичок не велит.
По Б. Житкову
Вопросы:
О ком рассказ? Как зовут бегемотиху?
Откуда её привезли?
Что делают бегемоты на родине?
Опишите бегемота.
Кто командует бегемотом?
Как старичок заботится о бегемоте?
С.Р.И.:
«Мы ходили в зоопарк».
Цель: дать знания о том, что животные жарких стран живут у нас в зоопарке, учит включаться в коллективную игру. Создать условия для формирования представлений о работниках зоопарка и их обязанностях.
«Зоомагазин»; «Путешествие в савану, джунгли»; «Фотоохота»; «Зоопарк»; «Ветклиника»; «В заповеднике»; «Цирк».
Цель: отображать личные впечатления, полученных от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы; внести в игру мелкие фигурки животных, дидактические картинки; создать и обыграть постройки для содержания диких животных в неволе; закрепить знания о дрессировщиках зверей и животных, ветеринарах; способствовать обогащению игрового замысла; использовать имеющиеся знания и умения, передавать их в игровом взаимодействии.
Двигательная деятельность
Подвижная игра «Охотники и звери»
Цель: формировать навыки двигательной активности у детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; развивать меткость, ловкость.
Ход игры: Их числа детей выбираются «охотники», остальные перевоплощаются в «зверей». По сигналу звери бегают, а охотники их ловят или бросают в них мяч; в которого попадут или дотронутся , те выходят из игры.
Физминутка «Обезьянки»
Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем, посидим и спать пойдем.
Е. Железновой «У жирафа пятна, пятна».
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика.
«В саванне».
Тигр, жираф, огромный слон, Зебра, пума и безон, Два шакала, бегемот, Вот стоит разинув рот. | (На каждое название животного загибают по одному пальцу, начиная с мизинца правой руки.) |
А над ними – царь зверей. Назови его скорей. | (К концу стихотворения, назвав льва, разжимаем пальцы.) |
Н.В. Нищева
«Кит».
Плавает по волнам кит, | (Руки направить параллельно столу ладонями вниз.) |
У него веселый вид. | (Ладони соединить ребрами (большие пальцы с внутренней стороны ладони) и сделать чуть выпуклыми (спинка кита). Ныряющими движениями изобразить плывущего кита.) |
Любит в море кит играть, Вверх фонтанчики пускать. | Направить правую кисть руки вверх, пальцы выпрямить. Быстро пошевелить пальцами (фонтанчик воды.) |
Е.А. Савельева
«Слон».
На прогулку вышел слон, Хоботом качает он. Топ-топ, топ-топ… | (Средний палец правой руки – «хобот», все остальные пальцы – «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли.) |
Говорю слону я: «Стоп!» | (Слон останавливается.) |
Е.А. Савельева
«Животные жарких стран».
Носит бедный носорог На носу тяжёлый рог, А тяжёлый бегемот Без забот идёт-бредёт. По песку бредёт верблюд, И ему не жарко тут. Кверху голову задрав, Щиплет листики жираф. И на ветках обезьяны Чистят вкусные бананы. | (Загибание пальцев на каждое животное.) |
Н.В. Нищева
Изобразительная деятельность
Рисование + Лепка.
Интернет ресурс: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ranniy-vozrast/zoopark-3god.html
Сюжетная аппликация из заготовленных силуэтов предметов. Цветная бумага. «Слон-жонглер». https://yandex.ru/images/search?text=Сюжетная%20аппликация%20из%20заготовленных%20силуэтов%20предметов.%C2%A0%20Цветная%20бумага.%20«Слон-жонглер».&stype=image&lr=976&source=wiz
Программное содержание. Учить детей раскладывать детали в соответствующие им по цвету и по форме контуры и наклеивать их. Познакомить с профессией жонглера. Упражнять в порядковом счете.
Материал для аппликации. Альбомный лист, на котором нарисован слон и цветные контуры кругов разных размеров вокруг него; вырезанные из цветной бумаги круги соответствующих цветов и размеров; клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
Предлагаем раскраски для скачивания.
Конструирование «Автобус для зверят» (строительный материал)
Задачи: учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой. Развивать речевую активность.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова – кирпичик, пластина, цилиндр.
Воспитывать желание обыгрывать постройку.
Оборудование: мелкие игрушки
Конструирование «Животные в зоопарке», «Вальер для тигров и львов», «Крокодил», Е. В. Фешина. Лего – конструирование в детском саду. стр. 33-34
Музыкальная деятельность
Игровое творчество: «У жирафов» М. Железнова; https://www.youtube.com/results?sp=mAEB&search_query=Детская+песенка+про+Жирафа.+%22У+жирафа+пятна%2C+У+слона+складки%22.+Русские+Песни+Железновых+с+движениями
Танцевальная игра: «Летчики на аэродром» https://www.youtube.com/results?sp=mAEB&search_query=Танцевальная+игра%3A+«Летчики+на+аэродром»
Восприятие художественной литературы
1.С.Маршак. Детки в клетке.
2.В.Маяковский. Что ни страница, то слон, то львица.
3.О.Уласевич. Носороги. Верблюды. Слоны. Львы. Гепарды. Зебры.
4.Р.Киплинг. Как появились броненосцы. Маугли.
5.Г.Снегирев. Пингвинный пляж. К морю. Отважный пингвиненок. Белек.
6.Н.Радченко. Белый медведь. Морж. Северный олень.
7.Е.Чарушин. Кто как живет.
8.М.Пляцковский. Прыгающий домик. Длинная шея. Умка хочет летать. Тулентяй.
9.Э.Василевскай. Тигров племянник.
10.Юкагирская сказка. Отчего у белого медведя нос черный.
11.Эвенкийская сказка. Почему олень быстро бегает.
12. Котляр Э. «Верблюжонок».
13. Цыферов Г. «Слон».
14. Киплинг Р. «Слонёнок».
Сказки:
«Малыш леопард и малыш антилопа» (афр.)
Детские энциклопедии «Животный мир».
Чтение сказок: «Отчего у белого медведя нос чёрный».
Расширять кругозор детей, учить детей отвечать на вопросы по тексту, рассказывать, что и о ком они узнали из сказки.
Стихи про животных жарких стран
Гепард, конечно, тоже кошка,
Но необычная немножко:
Мурлыкать хищнику не сложно,
А когти спрятать невозможно.
***
Самый быстрый зверь — гепард,
Быть таким он очень рад:
Вмиг добычу настигает,
Скрыться ей не позволяет.
Мама кроху любит очень,
С ним она и днем и ночью:
Поучает, защищает,
К жизни взрослой приучает.
***
До чего большая птица!
А еще она гордится
Тем, что бегает чудесно, —
С ней тягаться бесполезно!
***
Как же славно в жаркий день
От жары укрыться в тень,
Порезвиться, поиграть,
Листья, травку пощипать!
***
Яйца мамочка несет,
А детишек папа ждет.
Он почти не ест, не спит,
Целый день в гнезде сидит.
***
До чего же грозный вид!
Как сердито лев рычит!
Говорит как будто он:
«Я опасен и силен!»
***
Точно знают львята- дети:
Мамы лучше нет на свете!
Всю любовь, заботу, ласку
Малышам отдать согласна.
***
Дружная семья, большая!
Лев семейство охраняет,
Львица ходит на охоту,
А у деток нет заботы.
***
Очень зебры все похожи,
Но рисунок разный все же —
По окраске зебру — мать
Могут малыши узнать!
***
Полосатые лошадки
Убегают без оглядки,
Если рядом льва заметят —
Нет страшней врага на свете!
***
Посмотрите, ну и ну!-
Это антилопа гну.
Её гнутые рога
Защищают от врага.
***
На лугу траву жуёт
Этот крошка-бегемот.
Он сегодня скушал сам
Целых сорок килограмм!
***
Похвалиться буйвол рад,
Что рогами он богат.
Что по лесу ходит сытый,
А враги его побиты.
В. Степанов
***
У слона большие уши,
Очень гибкие к тому же —
Может ими он махать,
От жары себя спасать.
***
Плотно любит кушать слон,
Пьет воды немало он —
Настоящий великан
Из далеких жарких стран.
***
Как приятно умываться,
Брызгаться в жару, плескаться,
Хобот дождик вверх поднять
И прохладный душ принять!
***
Раз в глубоком тёмном иле
Рыбку рыбаки ловили,
А к ним в сети угодил
Злой зелёный крокодил.
***
Панцирь крепкий, как гранит,
От врагов он защитит,
И под ним не знает страха
Медлительная черепаха.
***
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Это не волшебный сон!
Это африканский слон.
Стихи про животных Арктики:
Тюлень
Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шкурой копится.
Морж
Гордится морж усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.
Белый медведь
Белый мишка на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.
«Белый мишка»
А. Бродский
«Белый мишка говорит:
-Пусть вовсю мороз трещит!
Я на полюсе родился,
Посреди холодных вьюг,
И впервые простудился,
Лишь когда попал на юг,
В зоопарке за два дня
Доктор вылечил меня.
Но не в этом вовсе дело-
Закаляться надо смело.
Коль водицей ледяной
Будешь мыться вслед за мной,
Перестанешь ты болеть,
Сильным станешь, как медведь»
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Что за коняшки —
На всех тельняшки.
(Зебра)
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам.
(Верблюд)
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…
(крокодил).
Некрасивый он, пожалуй…
Вместо носа — шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.
(Слон)
Загадки: https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-zhivotnyh/
Скороговорки
На прогулке говорливая горилла,
Не смолкая, с гориллёнком говорила.
А. Костаков
За гиппопотамом гиппопотам
Топает по пятам.
Л. Улъяницкая
Виртуальная «Поезка в зоопарк». https://www.youtube.com/watch?v=ARZJYIcf7ao
Посмотр мультфильмов «Умка», «Умка ищет друга»
Просмотр мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло». https://www.youtube.com/watch?v=XK0LN8EdKnw
Дать представления о жизни пингвинов в Антарктиде. Формировать представление о жизни на севере, через мультипликацию, где ярко представлены суровые условия севера.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ВИДЕО:
Животные жарких стран https://www.youtube.com/watch?v=daqWAOUKKXA
Голоса и звуки животных Африки: https://www.youtube.com/watch?v=WCZYigiUZNo
Животные севера https://www.youtube.com/watch?v=REk4PCgcmls
Почему пингвины не мерзнут босиком? https://www.youtube.com/watch?v=SoZYBQ_Boco
Животные полярных широт https://www.youtube.com/watch?v=ynbNWT_lu4o
Надеемся, какие-то из наших идей придутся по вкусу вам и вашим деткам!
И помните: в дошкольном возрасте привлекательной, главной и самой развивающей деятельностью ребенка является игра. Поэтому, если взрослые хотят занять ребенка, помочь ребенку в его развитии, они должны любую деятельность с ребенком превращать в игру.
Материал к тематической неделе подготовили педагоги Щербинина С. М. Ливар О. И.