Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н. А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Данная технология создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» — символы, и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.).
В ФГОС ДО дается такое определение: «Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации у детей; формирование познавательных действий, становление сознания; а также формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Форма работы с детьми «Путешествие по карте»
Работу по реализации технологии познавательно- исследовательской деятельности Н.А. Коротковой «Путешествие по карте» в подготовительной к школе группе проводится следующем образом:
— познавательно- исследовательская деятельность входе режимных моментов;
— самостоятельная деятельность (по инициативе педагога, детей).
После путешествия закрепляется тема, в различных видах деятельности. Материалы путешествия-исследования остаются в развивающей предметно пространственной среде, для стимулирования детской инициативы и самостоятельности.
Темы определены в соответствии с комплексно-тематическим планированием, являются примерными, могут корректироваться в соответствии с запросами детей, реальными событиями внутри группы, города, страны.
Перспективный план работы
Месяц | Тема | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
|
Сентябрь – Октябрь — Ноябрь | «Поверхность земли и стороны света» — глобус -физическая карта полушарий -водные пространства (моря и океаны) -суша (материки и острова) -виды рельефа (равнины и горы) -компас -стороны свет — население — животный мир природных зон земли — растительный мир природных зон земли
| Чтение художественной литературы М. Зощенко «Великие путешественники», А. Варламов «Стороны света», Б. Жидков «В горах», Красная книга «Заповедники». Рекомендации родителям начать читать детям большие художественные произведения, поддерживающие интерес к разным уголкам Земли и ее обитателям: «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова или «Путешествие доктора Дулитла» Х. Лофтинга. НОД «Путешествие с компасом в сказочный лес» (наклеиваем «метки» нашего путешествия), «Наши помощники глобус и карта» Игровая деятельность Экологические игры «Четыре стихии», «Земля, Вода, Огонь, Воздух», «Выбери нужное», «Береги природу». «Волшебная коробочка». Подвижные игры «Лазание по горам», «Плавает, летает, бегает, ползает», «Переход через пропасть». Дидактические игры «Что здесь лишнее?», «Узнай и назови», Географическое лото «Вокруг света». Сюжетно-ролевые игры «Кругосветное путешествие», «Необитаемый остров». Игра с картой «Волшебная география» Познавательно – исследовательская деятельность Беседы «Знакомство с картой, глобусом», «Наша планета», «Поверхности Земли, какие они», «Вода – источник жизни», «Как не заблудиться в лесу». Познавательное видео «Как ориентироваться на местности», Водная стихия планеты Земля — Шишкина школа», «Горы — Шишкина школа», «Глобус — Шишкина школа», «Путешествие по материкам Земли», «Изучаем материки и океаны нашей планеты», «Как запомнить стороны света». Познавательные мультфильмы для детей «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей – Горы», «Фиксики — Глобус», Эксперименты Видео-Компас из намагниченной иглы — физические опыты, «Магнит», «Извержение вулкана». Наблюдения «Небо», «Почва». Трудовая деятельность «Сбор природного материала для коллекции». Художественно – эстетическая деятельность Рисование Коллективная работа «Раскрасим моря и океаны» (карта раскраска-гигант) Лепка «Глобус» Аппликация «Горы» (способом обрывания бумаги) Конструктивная деятельность «Дома народов мира» (конструирование группами из разного строительного материала). Предложить родителям изучить дома совместно с детьми карту мира, собрать книги и энциклопедии для «библиотеки путешественника». Привлечь родителей к созданию «Библиотеки путешественника». Буклет для родителей «Путешествуйте вместе или как туризм может сплотить семью». КВН: «Туристы». |
«Водные пространства» — моря, океаны, реки, озера -«Путешествие на Байкал» — подводный мир
| Чтение художественной литературы Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка», стихи В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины». НОД — «Морское подводное путешествие», «Путешествие на Байкал» (по запросам детей) (На карте наклеиваем метки обитателей водных просторов и прокладываем путь путешествия). Игровая деятельность Экологические игры «Кто спрятался», «Волшебный мешочек», «Что изменилось», «Живая планета». Подвижные игры «Рыбки и акула», «Рыболов», «Кораблик». «Море волнуется – раз». Дидактические игры «Кто обитает в океане?», «Четвертый лишний», «Кто больше знает». Совместная деятельность переходит в сюжетно- ролевую игру «Путешествие на подводной лодке». Игра с картой «Волшебная география» Познавательно – исследовательская деятельность Беседы — «Для чего людям моря, реки?» «Какой он, Байкал?», «Жизнь в воде», «Человек и океан», «Какой вред приносит человек водным ресурсам». Познавательное видео «Подводный мир. Путешествие на морское дно!», «Обитатели водной среды. Развивающее видео для детей», «Реки — Озера – Моря Шишкина школа», «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей — Озеро Байкал». Познавательные мультфильмы «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей» — «Реки и озера», «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей» — «Разноцветные моря и озера» Эксперименты — «Круговорот воды в природе», «Свойства воды». Наблюдения — «Облака и тучи», «Дождь», «Роса». Художественно – эстетическая деятельность Рисование «Байкал и нерпа» Лепка «Обитатели морских пучин» Коллективная работа — Макет «Подводный мир» (дети, педагоги, родители) Сбор экспонатов для мини-музея «Озеро Байкал». Викторина «Путешествуем по Байкалу». | |
Декабрь Январь | «Часть света – Евразия-«Путешествие по самому большому кантиненту» -«Наша страна Россия» — «Япония» -«Франция» | Чтение художественной литературы В. Гаршин «Лягушка – путешественница» энциклопедия «Мир животных и растений Европы и Азии», Л. Громова «Евразия». Японская сказка «Самый красивый наряд на свете», «Кот в сапогах» Шарля Перро. НОД — «Кот в сапогах и путешествие во Францию», «Путешествие в Японию» (размещение меток на карте и прокладывание пути путешествия) Игровая деятельность Экологические игры «Похожи – не похожи», «Хищники — травоядные», «Перелетные — зимующие». Подвижные игры «Волк во рву», «Хлопни в ладоши» Японская народная игра, Салки по-французски. Дидактические игры «Климатические зоны», «Расскажи», «Кто в какой стране живёт» «Разные страны, разный климат». Сюжетно-ролевые игры «Корабль отправляется в путешествие», «Летим в Москву». Игра с картой «Волшебная география» Познавательно – исследовательская деятельность Беседы «Часть света — Евразия», «Заповедники», «Человек и природа». Познавательное видео «Япония — Шишкина школа», «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей — Европа и Азия — География для детей». Художественно – эстетическая деятельность Рисование «Дети разных народов», «Японская сакура» Аппликация «Ворон» (оригами) – по японской сказке Конструктивная деятельность — «Эйфелева башня» (Блоки Дьеныша) Коллективная работа. Составление схемы — плана путешествия Досуг «Путешествие по странам и континентам». |
«Наша страна – Россия»
— «Путешествие в космос» по запросам детей | Чтение художественной литературы — повесть в стихах С. Маршака «Веселое путешествие от А до Я», П. Воронько «Лучше нет родного края», В. Лебедев-Кумач «Москва», С. Михалков «Кремлёвские звёзды», стихи о Родине, Леонов А. «Шаги над планетой», Булычев К. «Тайна третьей Планеты». Рекомендации родителям — Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в обработке А. Нечаева – «Путешествие в старину к богатырям земли русской» НОД — «Путешествие по России», «Космическое путешествие» (размещение меток на карте). Рассматривание иллюстраций — «Загадочная вселенная». Игровая деятельность Экологические игры — «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Чьи следы?» Подвижные игры — «Беги к флажку», «Полетели к звёздам», «Бубенцы». Пальчиковая гимнастика «Наша страна» Дидактические игры — «Сложи картинку», «Узнай наш флаг (герб)», «Парные перевёртыши», «Я начну, а ты закончи», «Найди по описанию». Сюжетно-ролевые игры «Наш звездолет готов к старту», «По любимым местам отдыха» Игра с картой «Волшебная география» Познавательно – исследовательская деятельность Беседы — «Наша родина-Россия», «Символы современной России», «Главный город нашей страны», «Всемирное наследие России», «Покорение космоса». Познавательное видео — «Детям о флаге России», «История России для детей», «Россия — Шишкина школа», «Карта звездного неба». Просмотр презентации — «Планеты солнечной системы». Эксперимент — «Воздух вокруг». Художественно – исследовательская деятельность Рисование «Моя страна в будущем», «Космос» Лепка «Березка» Аппликация «Матрешка» Конструктивная деятельность — «Звездолет» (по рисунку-схеме) Коллективная работа — Карта России. Народные символы России-раскраска гигант. Предложить родителям совместно с детьми принять участие в фотоконкурсе «Мои любимые места отдыха». | |
«Дом, улица, мой родной город» | Чтение художественной литературы История «У солёных берегов…», Стихотворение П. Воронько Лучше нет родного края, рассказ «Родной город». НОД «Путешествие по родному городу» (наклеиваем «метки» нашего путешествия, рисуем путь нашего путешествия). Игровая деятельность Дидактические игры «Собери целое», «Найди 10 отличий», «Узнай и назови?», Игра «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу», «Мой адрес». Экологические игры «Кто живет в краю родном?», «Чистый город». Подвижные игры «Кто быстрее?», «Автомобили и пешеходы». Сюжетно-ролевые игры «Вот эта улица, вот этот дом», «Театрализованное представление в Химике». Игра с картой «Волшебная география» Познавательно – исследовательская деятельность Беседы «Братья Михалевы — история создания города» — Как называется город, в котором мы живем? — Где вы были в родном городе? Расскажите, что видели. -Что как жители города вы можете сделать, чтобы в нашем городе было чисто? Рассматривание фотоальбомов «Мой любимый город», «Путешествуем по родному городу». Познавательное видео «Добро пожаловать в Усолье-Сибирское» Презентация «Путешествие по городу Усолье-Сибирское», «Моя малая родина» Художественно – эстетическая деятельность Рисование «Мой город» Составление схемы — плана путешествия Конструктивная деятельность «Наш город» (кубики) Коллективная работа «Схема нашего микрорайона». Предложить родителям совместно с детьми провести экскурсию по своему микрорайону. | |
«Часть света – Северный и Южный полюс» – Антарктида-Арктика (население, животный и растительный мир)
| Чтение художественной литературы «Как медвежонок солнце искал» Х. Линкольн, Г. Снегирев «Про пингвинов», Н. Сладков «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «В тундре», «Под снегом», рассказ В. Танасийчука. НОД «Путешествие в царство льда и снега», Путешествие с Дедом Морозом с подарками для детей Крайнего Севера (размещение меток на карте). Игровая деятельность Экологические игры «Кто лишний?», «Узнай и назови». Подвижные игры «Прыгаем по льдинам», «Ездим на оленях». Дидактические игры «Арктика», «Мама, папа, детеныш», «Закончи предложение», «Раскажи-ка». Пальчиковая гимнастика Кто на Севере живет? Кто там ест и, кто там пьет? Игра с картой «Волшебная география» Сюжетно-ролевые игры «К Умке в гости», «Самолет отправляется с подарками для жителей севера». Познавательно – исследовательская деятельность Беседы «Что такое Антарктида», «Жизнь во льдах», «Природа в Антарктиде». Познавательное видео. Шишкина школа: «Антарктида», «Полярная зона», «Животный мир Арктики», Презентация «Арктика» Познавательные мультфильмы: Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей — Арктика и Антарктида; «Умка», «Почему пингвины не мерзнут босиком» (мультфильмы для умных детей Формула Ума!). Эксперименты «Вода и снег». Наблюдения «Метель», «Снегопад». Трудовая деятельность «Строим снежные постройки», «Снежные фигурки» — снежколепы. Художественно – эстетическая деятельность Рисование «Рисуем северное сияние» Аппликация «Морж из трех кругов», «Изготовление паспорта путешественника». Лепка «Животные севера». Конструктивная деятельность «Иглу» Коллективная работа Макет «Антарктида» (дети, родители, педагоги) | |
Февраль Март | «Часть света – Африка-Путешествие с доктором Айболитом» | Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит», С.Маршак «Зебры», «Жираф», Р. Киплпнг «Слоненок», Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра», Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню», рассказы из «Книги джунглей». НОД «Путешествуем с доктором Айболитом» (размещение меток на карте) Игровая деятельность Экологические игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?». Подвижные игры «Ловля обезьян», «Самый быстрый». Дидактические игры «Обитатели жарких стран», «Угадай по хвосту». Крупные пазлы «Собери картинку». Игра с картой «Волшебная география» Сюжетно-ролевые игры «Отправляемся в Африку помогать доктору Айболиту, лечить зверей». Познавательно – исследовательская деятельность Беседы «Африка – вечное лето», «Жизнь в Африке», «Растительный и животный мир Африки». Познавательное видео «Материк Африка для детей», «Путешествие по Африке», «Африка – Шишкина школа». Эксперименты «Свойства песка» Художественно – эстетическая деятельность Рисование «Верблюд в пустыне». Подбор раскрасок по теме. Лепка «Африканские животные». Коллективная лепка. Создание макета (дети, родители, педагоги). Аппликация «Жираф». Конструктивная деятельность «Кактус», «Обезьянки», «Слон» (Оригами, Лего, Веселые липучки). Коллективная работа. Предложить детям закрасить на карте «Раскраске-гиганте» Африку и животных живущих в Африке. |
Апрель | «Часть света – Австралия»
| Чтение художественной литературыАвстралийские сказки – «Девушка, которая плела сумки», «Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в центральной Австралии», «Как у кенгуру появилась сумка «Про страусенка» Э. Даррич. НОД «Путешествие в Австралию» (наклеиваем «метки» нашего путешествия), «Наши помощники глобус и карта» Игровая деятельность Экологические игры «Выбери нужное», «Чей хвост?», «Кто где живет?». Подвижные игры «Кенгуру», «Самый быстрый». Дидактические игры «Угадай по описанию», «Что лишнее?». Игра с картой «Волшебная география» Сюжетно-ролевые игры «Незабываемое путешествие на поезде». Познавательно – исследовательская деятельность Беседы Чудо-материк — Австралия — расширение и закрепление знаний детей о материке Австралия. «Растения Австралии», «Животные и птицы Австралии», «Климат Австралии». Познавательное видео «30 Особенности природы Австралии», «Австралия. Часть 1и2 — Шишкина школа», «Животные Австралии», «Самый маленький материк — Австралия. Всё, что нужно знать». Презентация «Путешествие в Австралию». Познавательный мультфильм «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей – Австралия». Художественно – эстетическая деятельность Рисование «Кенгуру». Раскрашивание раскрасок «Животные Австралии». Лепка «Коала». Аппликация «Укрась узором бумеранг — симметричный узор на сложной форме». Коллективная работа Предложить детям закрасить на карте «раскраске-гиганте» Австралию и животных живущих в Австралии. |
«Часть света – Америка» | Чтение художественной литературы Р. Киплинг «Рикки – Тикки – Тави», рассказы из «Книги джунглей», Энциклопедия «Животные и растения Америки», Л. Громова «Вот она, Америка». Рекомендации для родителей Семейное чтение — «Собака и кенгуру» отрывки из книги Лесли Риис «Про коалу ушастика». Рассматривание иллюстраций, детских энциклопедий. НОД «Путешествие в Америку» (наклеиваем «метки» нашего путешествия, рисуем путь нашего путешествия), «Наши помощники глобус и карта». Игровая деятельность Экологические игры «Животные и птицы Америки», Подвижные игры Эстафета «Крокодилы», «Ловля обезьян», «Хищники и травоядные». Дидактические игры «Что и где растет?», «Отгадай по описанию и назови правильно». Проигрывание ситуации Карта мира, глобус, подбор открыток, иллюстраций по теме. Познавательно – исследовательская деятельность Беседы «Где находится Америка?», «Какие люди живут в Америке?», «Обычаи и традиции народов Америки». Познавательное видео «Природа Северной и Южной Америки», «Страусы», «Крокодилы». Презентации «Опасные ситуации в Америке» (торнадо, опасные животные), «Природа Южной и Северной Америки», «Достопримечательности Америки». Художественно – эстетическая деятельность Рисование «Пестрые попугаи», раскраски «Животные Америки». Лепка «Крокодил». Конструктивная деятельность «Корабль» — плоскостное моделирование из геометрических форм по чертежу. Коллективная работа Предложить детям закрасить на карте «раскраске-гиганте» Америку и животных живущих в Америке. | |
Май | Климатические зоны | Чтение художественной литературы Е. Лопатин «Отважная путешественница», Н. Носов «Подготовка к путешествию», И. Бутман «Прогулка по лесу», Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню», А. Ляпидевский «На Север». НОД «Климатические зоны земли — путешествие» (наклеиваем «метки» нашего путешествия, рисуем путь нашего путешествия), «Наши помощники глобус и карта». Игровая деятельность Экологические игры «Кто в какой зоне обитает?», «Растения климатических зон», «Что было бы, если из леса исчезли…». Подвижные игры «Заяц что умеешь?», «Коршун и птицы». Дидактические игры «Природные зоны», «Кто где живёт?» «Мамы и детеныши», «Этажи леса», «Вредные и полезные растения», «Хищники и травоядные». Игра с картой «Волшебная география» Сюжетно-ролевые игры «По пустыне», «Путешествие в горы». Познавательно – исследовательская деятельность Беседы «Что такое мир природы», «Как человек губит природу», «Для чего нужна Красная книга планеты?», «Как сохранить природу?», «Правила поведения в природе». Познавательное видео «Животный мир тайги — Шишкина школа», «Джунгли. — Шишкина школа». Познавательные мультфильмы «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей – Тайга», «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей – Джунгли». Презентация «Природные зоны земли» Эксперименты «Как определить возраст дерева?». Предложить родителям прогуляться по парку, пофантазировать на тему «Что видело дерево?», «О чём думает дерево?», «Кто живёт на дереве?». Художественно – эстетическая деятельность Рисование «Подснежник» Лепка «Животные, живущие в нашем лесу» (выбор детей) Аппликация «Дерево с листочками» (объемная) Коллективная работа Предложить детям закрасить на карте «раскраске-гиганте» животных и растения во всех климатических зонах. Создание экологических плакатов: «Наше будущее в наших руках», «Выбор за нами! Сохраним земную красоту», «Живая планета»; Развлечение «Веселое путешествие». |
Развивающая предметно-пространственная среда для организации путешествия по карте
- Глобус;
- Физическая карта мира, атласы, контурные карты, карты-раскраски-гиганты;
- Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении;
- Энциклопедии, художественная литература (подбор книг по темам);
- Фотографии, открытки, иллюстрации по теме;
- Макеты «Северный и Южный полюс» –Антарктида-Арктика», «Пустыня», «Подводный мир», «Африка»;
- Альбомы по теме «Заметки путешественника»;
- Дидактические игры по темам;
- Подборка познавательного видео, презентации, познавательные мультфильмы;
- Лаборатория с материалом для опытов, исследований;
- Музыкальные произведения с записями природных явлений природы, произведения композиторов;
- Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения (демонстрационный материал);
- Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).
- Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.;
- Атрибуты для путешествия: компас, лупа, карандаш, блокнот для записи, планшет с чистыми листами для зарисовок, паспорт путешественника – у каждого ребенка, телефон, фотоаппарат, рюкзак и др.;
Весь материал вносится в развивающую среду группы после «Путешествия», пополняется детьми и взрослыми.
Методическая литература
- Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» // Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. № 1.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2е изд. — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012.
- Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. № 1.
- Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. — (Программа развития).
- Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О. В. Дыби-ной. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.