«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для обеспечения двигательной активности воспитанников»
Щербинина Светлана Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №1», город Усолье-Сибирское
Машина Юлия Александровна, старший воспитатель, город Усолье-Сибирское
Аннотация.
Цель. Воспитание потребности у детей дошкольного возраста в двигательной активности, ответственности за свое здоровье и способности делать выбор в пользу какого-либо вида спорта через условия развивающей предметно-пространственной среды группы.
Метод. Моделирование, проектирование.
Результат. Обеспечена двигательная активность дошкольников, свобода выбора, есть понимание, что состояние здоровья человека – это его заслуга.
Выводы. Созданный центр «Здоровья» отвечает запросам современных детей, но, в то же время несет в себе и традиционное оборудование. Яркое оформление атрибутов, участие детей и родителей в изготовлении игр, оформлении наглядной информации мотивирует ребят к активному использованию условий центра.
Ключевые слова: организация РППС на практике; двигательная активность; центр «Здоровья».
Рассматриваемая тема будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям детей дошкольного возраста. Содержание раскрывает авторский подход к применению на практике спроектированной, организованной развивающей предметно-пространственной среды для физкультурно-оздоровительной работы детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения двигательной активности воспитанников на сегодняшний день стоит особо актуально, связано это с тем, что современные дети испытывают «двигательный дефицит». Не секрет, что большую часть времени они проводят в статическом положении — у телевизора, за компьютером, с телефоном в руках, играют в тихие игры за столом. Таким образом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц, а это вызывает утомление, в дальнейшем — нарушение осанки, задержку возрастного развития, в том числе, и умственной работоспособности.
Так же вопросу приобщения детей и молодежи к спорту уделяется сегодня особое внимание в рамках реализации Национального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва».
Таким образом, данные аспекты указывают на необходимость и значимость двигательной активности дошкольников в условиях детского сада. Так как именно в дошкольном детстве происходит формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, п. 1.6. ФГОС ДО.
Наша задача – обеспечить включение детей в двигательную деятельность, сформировать начальные представления о некоторых видах спорта, обучить подвижным играм с правилами, создать условия для становления целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере, ФГОС ДО п. 2. 6. и, мощным инструментом здесь выступает развивающая предметно-пространственная среда, созданная в дошкольном образовательном учреждении, в частности – в групповом помещении.
В нашей группе «Акварельки» создан центр «Здоровья», расположен он в спальном помещении и является частью игровой зоны. Центр оснащен прозрачными корзинами, контейнерами, пластиковыми комодами. Основным принципом организации центра «Здоровья» служит доступность, поэтому оборудование имеет надписи, удобное расположение — дети самостоятельно берут атрибуты, которые им необходимы для организации своей самостоятельной деятельности.
При оформлении центра «Здоровья» ребята принимали активное участие – рисовали эмблемы, потом, путем голосования выбрали ту, которая будет обозначать центр; мастерили нестандартное оборудование – игру «Ловишки» на развитие ловкости и глазомера; рисовали пиктограммы, спортсменов, подбирали фотографии с видами спорта, искали вместе с родителями информацию о спортсменах нашего города и области.
Основное назначение центра «Здоровья» — это формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью, совершенствование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств и творческих способностей, воспитание нравственно-волевых качеств, повышение интереса к спорту. Поэтому, в содержании центра предусмотрен теоретический и практический, наглядный материал.
Так, для организации образовательного процесса в центре представлены картотеки утренних гимнастик, гимнастики после дневного сна, подвижных и спортивных игр, кинезиологических упражнений, зрительных гимнастик, прогулок, физминуток и динамических пауз, артикуляционных гимнастик. Картотеки подобраны по тематическим неделям, их наличие экономит время нам –педагогам при подготовке к образовательному процессу.
Ребята также могут воспользоваться карточками в свободной деятельности. Особенно их привлекают кинезеологические упражнения, зрительные гимнастики, физминутки и артикуляционные гимнастики. Дети, которые уже умеют читать, помогают другим – читают текст и вместе заучивают рифмованные строки.
В пространстве центра присутствует схема/модель закаливающих процедур в нашей группе, дети повторяют последовательность, виды закаливания, затем, вместе с родителями проводят данные мероприятия дома. Также эта информация представлена на официальной страничке сайта группы.
Для расширения кругозора о видах спорта и приобретения опыта о том как здоровый образ жизни влияет на человека, в центре подобран наглядный материал — картинки с видами спорта, инвентарем, полезными привычками, продуктами; фотографии детей на занятиях физической культурой, на прогулке, в лесу в месте с родителями, оформлен лэпбук «Все о спорте».
Для формирования ценностного отношения к своему здоровью в центре имеется дидактический материал «Я и мое тело», «Моя первая книга о человеке», «Расскажите детям о спорте», «Сложи картинку», «Найди пару», «Спортивное домино», «Спорт зимой и летом», дидактические игры, игровые лабиринты на тему «спорт».
В центре «Здоровья» для включения детей в двигательную деятельность и обеспечения эмоционального благополучия представлен широкий выбор необычных атрибутов – «фиолетовое поле» с дырками разного размера для пролезания. Данное оборудование любимо детьми, так как в него можно играть большой компанией, по ходу игры они придумывают новые правила, например, «пролезть через поле, пока звучит колокольчик». Увлекательная игра получается с использованием «Штанов- гигантов» — дети забрасывают водящему в штаны мяч, а он его охотно ловит и, веселый смех разносится по всей группе. Мешок для прыжков, ходули тоже любимы детьми, а нам приятно наблюдать, что традиционные забавы принимаются современными ребятами с радостью.
Есть любимые атрибуты у мальчиков — это футбольные мячи на пружинке, с помощью которых они отрабатывают четкость и силу удара, а потом на участке закрепляют свои умения в игре. Девочками особо любимо игровое напольное поле, которое с одной стороны оформлено как «классики», а с другой «ножки».
Интересный атрибут «нейроскакалка» для развития координации и ловкости движений дети быстро освоили, теперь устраивают соревнования «кто больше раз перепрыгнет и не собьется?».
Кроме футбольных мячей для приобщения детей к видам спорта в группе есть теннисный стол, ракетки, гимнастические ленты, диски для метания, лыжи, клюшки с шайбой.
Примечательно, что атрибуты центра «Здоровья» ребята могут использовать в сюжетных играх. Например, мат превращается в дом, палатку, диван, стол, а массажные мячи становятся продуктами питания. Дети устраивают соревнования, проектируют полосу препятствия, особенно актуально это происходит в период Олимпийских игр.
В завершении отметим, что созданный центр «Здоровья» отвечает запросам современных детей, но, в то же время несет в себе и традиционное оборудование. Яркое оформление атрибутов, участие детей и родителей в изготовлении игр, оформлении наглядной информации мотивирует ребят к активному использованию условий центра. Таким образом, решается поставленная цель – воспитание потребности у детей дошкольного возраста в двигательной активности, ответственности за свое здоровье и способности делать выбор в пользу какого-либо вида спорта через условия развивающей предметно-пространственной среды группы.
Список литературы:
- Агаджанова, С. Н. Физическое развитие детей / С. Н. Агаджанова. — М.: Детство-Пресс, 2018. — 444 c. – Текст: непосредственный.
- Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности / О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание. -2019. -№ 4 – Текст: непосредственный.
- Короткова Н.А. Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей / Н. А. Короткова, — Москва: ЗАО «Элти-Кудиц», 2020. -204 с. – Текст: непосредственный.
- Мартынова, Е. А. Физическая культура. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-7 лет по программе «Детство» / Е.А. Мартынова, Н.А. Давыдова, Н.Р. Кислюк. — Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2018. — 304 c. – Текст: непосредственный.
- Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. -Москва: Центр инноваций в педагогике, 2020. – 350 с. – Текст: непосредственный.