Итоговое мероприятие в рамках тематической недели
«Быт и творчество народов России»
«В гости к нам пришла Матрешка»
Цель: формирование элементарных представлений о русской народной культуре
Задачи:
- Дать представление о русской народной игрушке – Матрешке;
- Развивать у детей умение играть на русских народных музыкальных инструментах (ложки, бубенцы, бубен, дудочки) ;
- Продолжить знакомство с произведениями народного искусства (танец с платочками, песенка-потешка);
- Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
- Создать атмосферу радостного настроения;
- Воспитывать интерес к русской народной культуре.
Материалы и оборудование: цветные платочки на каждого ребенка, корзинка, игрушка Матрешка, музыкальные инструменты: колокольчик, бубны, ложки, маракас, рисунки раскраска — матрешка, краска-гуашь,
кисточки по количеству детей, салфетки.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная.
Ход мероприятия
Дети заходят под русскую народную мелодию «Ах, ты береза» спокойным шагом. Садятся на стульчики. Здороваются распевкой: «Доброе утро».
Муз.рук: Здравствуйте мои маленькие друзья,
Рада встречи с вами в я.
Отгадать прошу загадку,
Наши дружные ребятки.
Загадка: Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — матрёшки.
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о матрешке, что это за игрушка. Приглашаю вас сесть на стульчики перед экраном (стулья расставлены заранее)
Матрешка – это деревянная кукла. Изображает она русскую девушку. Художник нарисовал ей красивое лицо – с черными бровями, румяными щечками, длинными ресницами. Назвали эту девушку Матреной, а ласково называют Матрешкой.
Обычно ее изготавливают из таких деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Матрешка – это игрушка с секретом. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Первая матрешка появилась более 100 лет назад, очень давно. А изготовил ее мастер – Василий Звездочкин.
Матрешка – это символ нашей страны России. Когда к нам в Россию приезжают гости, им дарят матрешки на память.
И мы пригласили к нам в гости Матрешку, давайте встретим нашу гостью аплодисментами.
Под музыку в зал пританцовывая заход Матрешка с корзинкой в руках, в корзинке маленькие матрешки.
Матрешка: Здравствуйте ребята! Я – русская Матрешка, и пришла к вам не просто так сегодня, мне хотелось бы узнать, вы умеете петь русские народные песенки, умеете ли ли вы танцевать русские народные танцы, и знаете ли вы русские народные музыкальные? Для этого мы с моими подружками приготовили вам подсказки, которые помогут вам показать нам это. Справитесь? Желаю удачи!
Муз. Рук. Ну что покажем матрешке, что мы уже знаем о русской народной культуре? Тем более подсказки есть, и я так думаю, что спрятаны они в корзинке. Ой, смотрите, это же подружки нашей матрешки. Что особенного в этой игрушке? Правильно в ней кто-то или что-то скрывается. Посмотрим?
Из первой матрешки воспитатель достает матрешку меньше + платочек. Что хочет подсказать нам матрешка? Что мы можем сделать с этими платочками? Верно, потанцевать. А знаем мы с вами пляску с платочками под русскую народную мелодию.. У нас есть платочки для каждого, берите их и становитесь в круг.
.
- Танец «Пляска с платочком» р.н.м.
После исполнения танца платочки дети складывают на столик и проходят, садятся на стульчики.
Матрешка : А вторая матрешка приготовила вам еще одну подсказку. Что это?
Достает матрешку + фигурку маленького мышонка. Предлагает исполнить русскую народную песенку-потешку
- Потешка: «Мыши водят хоровод»
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
.
М.Р. А ведь мы с вами еще и пальчиковую гимнастику о матрешках знаем, давайте разомнем наши пальчики.
Выполняют пальчиковую гимнастику «Матрешки».
Пальчиковая гимнастика (В. Степанов)
Мы – красавицы матрешки
Разноцветные одежки. (разжимают кулачки, шевелят пальчиками)
Раз — Матрена, (поочередно загибают пальчики рук)
Два – Малаша,
Мила – три,
Четыре – Маша,
Маргарита – это пять
Нас нетрудно посчитать. (разжимают кулачки)
(Повторить 2 раза — каждой рукой)
М.Р. Третья матрешка тоже приготовила нам подсказку.
Открывает матрешку, достает колокольчик
М.Р. Что это? Правильно музыкальный инструмент. Теперь давайте покажем матрешке как мы умеем играть на инструментах : Сейчас возьмите инструменты, и мы с вами помузицируем все вместе будьте внимательны.
- Музыкально – дидактическая игра: «Добрый мастер».
По окончанию дети складывают инструменты.
Воспитатель: Еще одну матрешку открываю, здесь записка – прочитаю.
Воспитатель читает
— Вы ребята покружитесь и в мастеров вы превратитесь. Пройдемте в ваши мастерские (к своим столам, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрешку)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки!
Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрешка.
(Образец педагогического рисунка на доске дети рассматривают вместе с воспитателем)
Что у матрешки на голове?
Дети: Платочек.
Воспитатель: А платочек всегда завязан на …
Дети: Узелок.
Воспитатель: Чем украшен платочек?
Дети: Горошком.
Воспитатель: Что у нее на теле?
Дети: Сарафан.
Воспитатель: А поверх сарафана?
Дети: Фартук.
Воспитатель: Чем украшен фартук?
Дети: Цветком в центре и горошком по краям фартука.
Воспитатель: Захотелось мне матрешку
В полный рост нарисовать.
А с чего же нам начать?
Объяснение и показ педагога последовательности рисования.
Дети приступили к работе.
Воспитатель: Ой, какие матрешки получились красивые. Какие хорошие мастера. А сейчас мы из мастеров превратимся в ребят и полюбуемся нашими матрешками.
Чтение стихотворения:
Цветастое платье
Румяные щечки!
Ее открываем
В ней прячется дочка.
Матрешки танцуют
Матрешки смеются
И радостно просят
Тебе улыбнуться.
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки
Какие веселые
Эти матрешки!
Муз. Рук: Дети, как вы думаете, мы справились с заданиями матрешек?
(ответы детей)
Матрешка: Какие молодцы, вы ребята. Теперь я вижу, что вы знакомы с русской народной культурой: знаете песенки, танцы и даже играете на русских народных инструментах. Мне было приятно побывать у вас в гостях, и я обязательно еще загляну к вам.
Под музыку Матрешка уходит.
Под русскую народную мелодию дети уходят из зала.