Консультация для педагогов
«Требования к организации
центра речевого развития в ДОУ»
Подготовили: Учитель-логопед
Борискина Л.А., Ткачёва В.Н
Цель: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-пространственной развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
- Формирование фонематического восприятия и слуха.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Закрепление навыков правильного произношения звуков.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование: стеллажи, стол, стул; игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:
- Соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- Речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
- Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал должен быть доступным для ребенка;
- Обязательна игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
Не следует перегружать уголок оборудованием.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
- артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)
- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки, предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации, звуковички («домики») гласных и согласных звуков;
- индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа: схемы слов, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова;
- игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схемы слов)
- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
- материал по грамоте – (магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах
Младшая группа
- Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);
- Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
- Картинки с простыми сюжетами и действиями
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».
- Игровизоры, игрушки – телефоны.
- Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
- Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
- Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
- Трафареты, шаблоны.
- Игры для развития ручной умелости.
- Картотека речевых игр.
- Открытки о родном городе.
Средняя группа
- Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
- Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).
- Открытки для рассматривания.
- Портреты писателей в соответствии с программой
- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
- Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
- Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
- Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
- Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
- Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
- Игры на развитие ручной умелости.
- Картотека словесных речевых игр.
- Открытки о родном городе, крае.
- Предметы быта и старины.
Старшая группа
- Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
- Портреты писателей в соответствии с программой
- Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
- Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
- Портреты художников – иллюстраторов.
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
- Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
- Азбука букв различной фактуры.
- Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
- Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
- Игры на развитие ручной умелости.
- Картотека словесных речевых игр.
- Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
- Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
- Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).
- Карта России, где отмечены флажками города.
Подготовительная к школе группа
- Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
- Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
- Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
- Картотека словесных речевых игр.
- Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).
- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
- Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
- Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
- Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.