Рекомендации по проведению
артикуляционной гимнастики
Подготовила: учитель-логопед
Ткачёва В.Н
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку определенных положений языка, губ, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков, развитие подвижности и укрепление мышц органов речевого аппарата (артикуляции).
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
- Проводите занятия регулярно;
- Артикуляционная гимнастика проводится обязательно перед зеркалом;
- Средняя продолжительность — 5 минут
- Не следует предлагать ребенку сразу много упражнений. Достаточно 3-4 упражнения;
- Сначала выполняйте движение медленно, следите за их точностью;
- Обязательно хвалите ребенка за успехи;
- Если ребенок устал, сделайте перерыв, смените деятельность.
Горка | Широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» за зубы. | Удерживать в таком положении на счет до 10. Повторить 2-3 раза. |
«Вкусное варенье» | Широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (зубы не прикусывают язык). | Повторить 3-5 раз |
«Лошадка» | Приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком. Стараться не двигать нижней челюстью. | Повторять 10 раз |
«Грибок» | Язык присосать к небу (как в упражнении «Лошадка» перед цоканием) | Удерживать на счет до 10. Повторить 2-3 раза |
«Гармошка» | Сделать упражнение «Грибок». Двигать нижней челюстью вверх-вниз. | Повторить 5-6 раз |
«Конфетка» | Упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты). Затем упереться в другую щеку. | Повторить по 2-4 раза с левой и правой щекой. |
Артикуляционная гимнастика
| |||
Название | Правильная артикуляция | Количество повторений
| |
«Улыбочка» | Растянуть губы в улыбке. Губы сомкнуты, зубы сомкнуты.
| Удерживать такое положение на счет до 10 | |
«Трубочка» | Вытянуть губы вперед (зубы сжаты)
| Удерживать такое положение на счет до 10. | |
«Улыбка»- «Трубочка» | Чередовать упражнения «Трубочка» и «Заборчик»
| Чередовать 5 раз – «трубочка», 5 раз – «улыбка» | |
«Заборчик» | Широко улыбнуться, показать сжатые зубы (зубы в правильном прикусе) | Удерживать такое положение на счет до 10. | |
«Накажем непослушный язычок» | Широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произносить «пя-пя-пя» | Повторять 10 раз | |
«Лопаточка» | Широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя». Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. | Удерживать такое положение на счет до 10. Повторить 2-3 раза. | |
«Иголочка» | Сделать узкий кончик языка, ребенку объяснить, как будто хочешь дотянуться до стола. Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. | Удерживать такое положение на счет до 10. Повторить 2-3 раза. | |
«Лопаточка»- «Иголочка» | Чередуем упражнение «лопаточка» и упражнение «иголочка» | Чередовать: 5 раз – лопаточка, 5 раз – иголочка | |
«Чистим зубы» | Открыть широко рот, улыбнуться, показать зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им вправо и влево (сначала нижние зубы, затем верхние). Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. | Повторить по 5-6 движений в каждую сторону | |
«Шоколадка» | Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки. | Повторить по 4-5 раз в каждую сторону. | |
«Часики» | Приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им вправо-влево от одного угла рта до другого. | Повторить по 5-6 движений в каждую сторону. | |
«Качели» | Широко открыть рот, высунуть язык и двигать им от верхних зубов к нижним зубам. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. | Повторить по 5-6 движений в каждую сторону. |