Фонематический слух
— это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и
фонематического восприятия.
Признаками нарушения фонематического слуха являются:
✅Нарушение звукопроизношения (замены и смешения звуков).
✅Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов).
✅Нарушение
дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв. Ребенок может путать в речи С и Ш, С и З, Р и Л и т.д.
Чем грозит нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия.
Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Придя в школу🏫, такие дети часто оказываются в числе неуспевающих.
Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.
Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например, на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.
Уважаемые родители, поэтому развиваем у своих детей фонематический слух, как можно раньше, чтобы в дальнейшем не было проблем в школе.🤗