«Звукоимитация»
Цель: Развивать начальную ориентировку в песенном творчестве, развивать умение соотносить настроение игровой ситуации со звукоподражанием.
Описание игры.
Детям предлагается поиграть в превращения. Участники игры выстраиваются в ряд или круг. Педагог проходит перед ними, указывая на каждого рукой и называя: «Поросёнок, котёнок, утёнок». Игрокам нужно запомнить, какой персонаж им достался, и определить, каким голосом говорят персонажи, пребывая в определённом настроении.
Ситуации могут быть различными:
-детёныши потерялись;
-детёныши удивились находке;
-детёныши радуются встрече с мамой, и т.д.
Например, ситуация первая: «Детёныши потерялись».
Дети расходятся по залу в разных направлениях, затем по знаку педагога, мяукая, крякая, хрюкая с соответствующим настроением, ищут своих товарищей по команде. Задача — как можно скорей собраться вместе «поросятами» (первая команда), утятами (вторая команда), «котятами» (третья команда). При этом переговариваться обыкновенными словами нельзя. Игроки должны найти друг друга , издавая только звукоподражания нужным тоном, соответствующим ситуации. Побеждает та команда, игроки которой первыми сумеют найти своих «собратьев».
Творческая игра «Мини-рассказы»
(с элементами звукоподражаний и песенных импровизаций).
Цели: помогать детям создавать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей; развивать внимание дошкольников.
Описание игры.
Педагог рассказывает историю. Задача детей- в нужных местах исполнить вокальные импровизации. Вот примеры таких рассказов:
- Настало утро, пропел радостно петушок-… . Часы пробили шесть часов- … .Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо,- … . Коровы начали собираться и довольно замычали- … .
- Дети собирались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице -… . и пешком пошли по улице- … . Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.
Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).
«Музыкальное знакомство»
Цель: Формировать умение использовать знакомые способы песенной импровизации в новой игровой ситуации.
Описание игры. Пример выполнения задания демонстрирует педагог, пропевая свое имя и отчество. Затем он обращается к детям с просьбой дать свои ответы на его музыкальный вопрос «Как тебя зовут?» ( на звуках тонического трезвучия-ля-ля, фа-фа, ре). Ребенок, называя себя не может повторить мелодию педагога, так как по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и характеризуются элементами творчества. Далее задание усложняется, предложив детям дать полный ответ: «Меня зовут + имя». Задание можно усложнить добавляя в него другую информацию о ребенке.
Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке»
Цель: формировать способы импровизации — окончание мелодии, начатой взрослым; развивать чувство лада и музыкальной вопросно-ответной формы.
Четыре времени года — это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слух, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.
Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку. Педагог задает «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный ответ».
Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» — «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» — «Я боюсь уснуть, сестрица — кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.
Вопросы могут быть разными, например: «Ты куда идешь?», «Ау ты где?» «Зайка, зайка, где бывал?». Также дети могут вести певческую перекличку, например: «Ау, где ты?» — «Я здесь!». «Иди ко мне» — «Иду, иду».
«Перекличка»
Цели: помочь детям найти способы творческой деятельности в пении и движении; закреплять исполнительские навыки.
Описание игры.
Педагог предлагает детям «прогуляться в лес». Дети двигаются в любых направлениях, «собирая грибы», «наблюдая за птицами» и.т.д. На призыв педагога, пропеваемый им на произвольный мотив, дети дают ответ: где они или чем занимаются. Вокальные фразы ребят произвольны.
Педагог. Костя, ау, где ты, что делаешь?
Ребенок. Я около дуба, собираю желуди.
Педагог. Ау, Лена, где ты?
Ребенок. Я на лесной полянке. И т. д.
При повторе игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять любой ребенок.