Консультация для родителей
«Подвижные игры народов Сибири»
Подготовили:
Инструктор по физической культуре
Бугакова Ольга Николаевна
Литвинова Людмила Константиновна
Подвижные игры народов Сибири
«Солнце (Хейро)»
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
«Каюр и собаки»
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.
Олени и пастухи
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
«Ловля оленей»
Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
«Прыжки с шестом» («Микитчан курэйм»)
Закреплять умение энергично отталкиваться одной ногой, при этом сильно отталкиваться с шестом с выносом туловища и ног вперед.
Этнопедагогика: ловкость и сила ног и рук при прыжках через препятствие и снежные обрывы.
Для игры потребуется шест.
Правила игры: провести черту. В руках игрок держит шест («курэй»). Игрок разбегается и прыгает в длину, отталкиваясь шестом.
Игрок не должен наступать на черту. Если игрок заступил черту, прыжок не засчитывается.
«Поймай вещи» («Дява-Ми Савода»)
Сохранение равновесия в положениях стоя на носках, на одной ноге. Игра требует сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Этнопедагогика: во время кочевки приходиться переплавом пересекать ручьи с сильным течением. При этом вьюк может упасть в воду. Упавшие вещи можно поймать с помощью нори.
Правила игры: проводят линию, за которую никто не должен заступать. За линией бросают предметы. Водящий должен поймать их с помощью нори. Кто больше соберет предметов, тот выигрывает. Играют на определенное время. Игру можно усложнить, увеличив число и разнообразие предметов.
«Удержать палку» («Цалиде -ми нори»)
Игра развивает равновесие, точность выбора позиции. Требует сосредоточенности, внимания, волевых усилий.
Этнопедагогика: Нори — особый посох-крюк. Это основной инструмент при посадке на оленя, для поднимания, не слезая с оленя во время езды, различных предметов, упавших на землю или в воду.
Правила игры: надо удержать на ладони нори вертикально и идти или стоять до тех пор, пока нора не упадет, (удерживаем на время). Игра начинается по сигналу ведущего. Руками нори не трогать! Ладонь должна быть выпрямлена полностью.
Усложнения: нори на тыльной стороне кисти, на лбу.
«Тройной прыжок» («Илан микитчан»)
Закрепляется умение энергично отталкиваться двумя ногами, правильно приземляться, сохраняя равновесие, делать взмах руками вовремя отталкивания и выносить ноги вперед при полете. Этнопедагогика: ловкость ног при прыжках через ручьи, обрывы, по камням.
Правила игры: на площадке проводится черта, играющие выстраиваются вдоль нее, прыгая по очереди. Игрок прыгает двумя ногами три раза. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше. Начинать игру нужно по сигналу ведущего. Игру можно проводить и по командам, чтобы дети долго не ждали своей очереди. Одновременно выходят к черте по одному ребенку от каждой команды и начинают прыжки по сигналу ведущего. Выигрывает команда, участники которой прыгнули дальше. В этом варианте игры у детей воспитывается чувство коллективизма, стремление не подвести своих товарищей.
«Волки и олени» («Иргичи – да орои»)
Бег с препятствиями: ознакомление с разными способами их преодоления и правильный выбор способ преодоления. Правила игры: делают два круга — «озера». Между «озерами» 30-50 метров. «Волк» должен поймать «оленей». «Олени» убегают и должны войти в «озеро». Пойманный водит.
«Олений оленевод» («Орон –да – оричи»)
Умение принять исходное положение и прицелиться. Бег на скорость.
Этнопед агогика: Оленевод собирается на поиски пропавших, оленей.
Для этого берет с собой 3-4 оленя для долгой езды без отдыха и для провизии.
Правила игры: Дети — «олени» находятся в разных местах площадки
— «тундры». Назначенный руководителем «оленевод» берет скакалку
— аркан. После сигнала ведущего «Лови!» он стремится накинуть на кого-нибудь аркан. Пойманный игрок на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда «оленевод» поймает 3-4 «оленей». Затем выбирает новый «оленевод», игра возобновляется. Накинуть аркан можно только на туловище «оленя», не затягивая него.
«Лук в стреле» («Алаца»)
Умение принять исходное положение (стоя, сидя) и прицелиться. Дальность полета зависит от натяжения тетивы. Этнопедагогика: охотники до 19 в. охотились с луком.
Для игры потребуется лук, три стрелы, мишень.
Правила игры: на площадке проводится черта. Участники игры располагаются вдоль нее. У каждого из них лук и 5 стрел. По команде по очереди выпускают стрелы. Стреляют вверх или вперед. Чья стрела летит выше или дальше — тот побеждает. Усложняем игру. На расстоянии 10 — 20 м. от черты становится мишень (доска, бревно). Побеждает игрок, у кого больше попаданий в цель.
«Куропатки и охотники»
Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
Правила игры: Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.